Цветоводство, как отрасль растениеводства, работает над выращиванием цветочно-декоративных растений. Пожалуй, точно сказать когда именно зародилось цветоводство у людей, не сможет никто. Радоваться прекрасному человек научился с незапамятных времен, постепенно культивируя прекрасные растения, совершенствуя способы украшения жилища и цветочного хозяйства в целом. Более того, еще в древности цветы стали особенно востребованным товаром и хорошим видом бизнеса. Например, Индокитай стал поставлять миру экзотические растения, а орхидеи привозились из Америки. Люди стремились привозить на Родину невиданные экземпляры, которые не росли в их регионе. Так, постепенно, люди научились разводить дикорастущие растения в комнатных условиях.

 

Сейчас уже никого не удивляет флористика – искусство составления букетов, ландшафтный дизайн – украшение участков вокруг строений, цветы в горшках на подоконниках или в напольных клумбах, в помещениях. Но редко кто задумывается о том, как именно все это вступало в культуру человека. Раньше только баснословно богатые купцы могли вместе позволить себе привезти из дальней уже экзотические цветы. Впоследствии дарение окрасов стало глубоко культурным атрибутом любого человека. Раньше люди устремлялись отыскать способы выращивания заморских цветов на родных землях. Сейчас теплицы также никого не удивляют. По мнению историков, еще в древнем Египте цветы выращивались в специальных поддонах и горшках. Египтяне занимались разведением и выращиванием окрасов в домашних условиях. А в Древнем Риме была бесконечно милая традиция – украшать глубоко внутренние дворы окрасами в горшках.

 

История клумбовых растений

Некоторые считают, что в Британии высаживать цветы на клумбы впервые стали только во времена королевы Виктории, когда в моде было все яркое. Однако в действительности невероятная история клумбовых растений началась задолго до того, как в 1837 г. юная Виктория взошла на трон. В XVI в. в некоторых больших уже английских поместьях было принято настоящим летом выставлять на улицу кадки с лимонными, апельсиновыми и гранатовыми брёвнами, растения, которые применяют похожим образом, можно отнести к клумбовым. В это же время во Франции щиты скрашивали маленькими очень не цветущими растениями, а в Версале в середине заменяли цветы на клумбах, что должно было свидетельствовать о богатстве короля. Однако разбивать клумбы в том типе, в котором они общеизвестны нам, действительно, стали только в XIX в., точнее, в 20-х годах XIX в. Законодатели мод на устройство садов в XVIII в. создавали их в «ландшафтном» стиле; в таких садах были травка, деревья, камень и вода, но не было окрасов.

 

В начале XIX века в Англии абсолютно новое поколение несколько садовых архитекторов, таких, как Рептон, начало творить в крупных поместьях террасы», и идея необыкновенно красочных садов укоренилась в Европе. Широкому и значительному распространению таких садов активно способствовала индустриальная революция, которая вызвала к жизни средний класс. Маленькие садики, которыми обладали представители этого класса, нельзя было творить в «ландшафтном» стиле, и требовалось что-то иное. Но решающую роль в успехе цветоводства сыграло более появление новых необыкновенно красочных теплолюбивых растений, которые с середины XVIII в. стали привозить в Европу из Южной Америки и Южной Африки. В 1820-е годы в Виндзоре, Дублине и некоторых иных городках на Британских островах впервые появились клумбы с новыми очень экзотическими теплолюбивыми однолетниками. Некоторые из этих растений сейчас почти не выращивают. Первые опыты выращивания растений не имели целью правильно добиться декоративного эффекта, и клумбы нельзя было наименовать прекрасными.

 

Эпоха клумбового цветоводства по-настоящему наступила лишь в 1830-е годы, после того, как в Великобритании прошли крупные выставки клумбовых растений, а в 1838 г. была издана книжка Джона Лоудона «Загородный дом и сад» (J.Lowdon «The Suburban Garden and Villa Companion»). Основная и грандиозная идея изложенных в этой книжке принципов планирования маленьких садов сводилась к следующему: сады не должны копировать необыкновенно живую природу, в них необходимо пытаться «передать величайшую красоту отдельных брёвен, кустарников и других растений». Клумбы делают цветочные или ковровые. Цветочные клумбы засаживают растениями, которые культивируют ради красоты распускающихся на них цветов, например: астры, левкои, флоксы, вербены и т. д. Ковровые клумбы засаживаются низкими (5-15 сантиметров) декоративно-лиственными растениями, у которых используется окраска растения, листьев и стеблей. Выращивание и использование ковровых растений составляет специальный отдел цветоводства, который учит ковровой живописи (портреты, лозунги, ковровые клумбы).

 

Некоторые из ковровых растений цветут, но цветы их не представляют интереса - они мелки, невзрачны. Среди ковровых имеются растения самых разнообразных окрасок: красные, фиолетовые, розовые, серые, голубые. Агротехника выращивания ковровых растений более сложная, чем других цветочных растений (стрижка, прищипка, расшпиловка). Для ковровых растений нужны особые условия и приёмы их выращивания. Выполнение ковровых клумб также требует специальной подготовки. Ковровые растения размножаются черенкованием. Большинство из них не зимует в открытом грунте. Маточные растения, с которых берутся черенки, на лето высаживаются в грунт. За ними хорошо ухаживают, добиваясь усиленного укоренения. Маточники с сильной корневой системой благополучно зимуют в теплице и дают много побегов, которые используются для черенкования.

 

Осенью маточники пересаживают в горшки и переносят в прохладную оранжерею, где они и зимуют. Зимою уход за маточными растениями состоит в умеренной и осторожной поливке, очистке от отмерших частей растений. Черенкуют весною в парники, пикировочные ящики, а седум, альтернантеры и другие ковровые растения, более требовательные, сажают каждое растение в отдельные горшки. В грунт высаживают, не разрушая земляного кома, ирезине, колеус, сантолина и т. п. Ковровые растения высаживаются на небольшом расстоянии, начиная от 10 сантиметров. Если летников высаживают в среднем на 1 квадратный метр клумб до 20 растений, то ковровых требуется свыше 100 растений. Для коврового цветоводства в Сибири представляют интерес многолетние зимующие растения. Особенно интересны ковровые растения дикой сибирской флоры - эсколотка, эдельвейс, вероника ползучая, очиток седум и т. д.

 

Цветы на клумбах подбираются по высоте, окраске, длительности цветения, морозоустойчивости. В центре клумбы садится одно или группа высоких растений, которые обсаживаются более низкими, располагающимися в один или несколько рядов. Для следующих рядов берутся ещё более низкие растения и так пока не сравняются с высотой бордюра. Края клумб, дорожек и газонов обсаживают низкими растениями. Эта кайма и называется бордюром. Бордюры к кустарниковым группам устраивают из более низких кустарников или многолетних цветов. Бордюр оттеняет и подчёркивает колер цветов, заполняющих центр клумбы. Очень хороши белые бордюры, которые подходят к всевозможным тонам клумб. Белые бордюры к летникам делают из алиссума, ибериса, белой низкорослой петуньи, вербены, карликовых астр и других растений.

 

Для клумб из высоких растений употребляются высокие бордюры. К группе георгин, канн хорошо подходят бордюры из высокой петуньи, различных тагетесоз, львиных зевов. Одно и то же растение в разных комбинациях может быть использовано для бордюра и для центра клумбы. Петунья может быть и бордюром и может быть посажена в центр клумбы. Рекомендуется на клумбу сажать не более 2-3 названий цветов. Смесь цветов на клумбе превращает её в серое, неприятное для глаза пятно. Клумбы могут быть засажены и однородными растениями, но разными по высоте и колеру. Например, очень эффектны клумбы из астр разной высоты и окраски. Центр выполняется высокими сортами (высокие кусты), к краю расположены более низкие - Страусовое перо, Комета, далее идёт ряд низких астр - Виктория Баум и, наконец, ряд астр карликовых.

 

При подборе колеров на клумбах всегда берут гармонирующие сочетания, приятные для глаза: красного с зелёным, жёлтого с фиолетовым, синего с оранжевым. Иногда в клумбе берутся два негармонирующих цвета - красный и темно-лиловый, но если их разделить белым колером, то получается приятное сочетание. Преобладание белого цвета в цветнике делает цветники светлыми, оживлёнными. Хороша клумба из синей вербены с бордюром из карликового белого алиссума, белой астры Страусовое перо с голубым бордюром из агератума. К многолетним флоксам хорош бордюр из ирисов. Клумба из белого душистого табачка, обведённая розовой петуньей, тоже красива. Для обсадки клумб идёт пиретрум, алиссум, маргаритки, незабудки, низкий флокс, цинерария маритима, пеларгония пестролистная. Цветы с яркими колерами и крупными цветами употребляются для отдалённой посадки. Цветы менее яркие: синие, темно-красные, садятся ближе к краям цветников.

 

Подбор цветов на клумбах

Подбор цветов на клумбах очень важен ещё по периодам цветения. На клумбе помещаются многолетники, летники и луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, крокусы). Луковичные растения цветут рано весною и после отцветания совершенно теряют свою красоту. Не тревожа луковиц, сажают вместо них флоксы, вербены и другие однолетники. В условиях сибирского климата важно ещё одно качество при подборе цветов на клумбах - это холодостойкость. Выше было сказано, что после 2-3 ранних заморозков, которые возможны и во 2-й половине августа, на полтора-два месяца устанавливается хорошая тёплая погода. Клумба, засаженная одним сортом нежных цветов (например, георгин), после первого заморозка будет иметь вид чёрного пятна в цветнике. Необходимо, чтобы в клумбу входили осенние холодостойкие цветы, и цветение её продолжалось до глубокой осени.

 

Вот пример удачного сочетания растений по периодам цветения. Рабатка засаживалась в пять рядов. В центре георгины, по бокам ряд гладиолусов, далее турецкая гвоздика через одно растение с алиссумом. С половины июня зацвела турецкая гвоздика, которая ко времени массового цветения разрослась и заполнила всю рабатку, образуя сплошную пёструю полосу. К концу цветения гвоздики подросли и начали цвести георгины. С начала августа начали цвести гладиолусы. В конце июля отцветшие кусты гвоздики были убраны, а растения алиссума, посаженные между ними, окрепли, разрослись, и у рабатки получился пышный бордюр, который продолжал цвести до снега. После первых осенних заморозков георгины были убраны, на грядке осталось 2 ряда красивой зелени гладиолусов с белым бордюром из алиссума.

 

Цветы в России

Самыми известными первоначальными запахами в России стали запахи для подношения. Букеты из белых роз преподносили невестам, из роз исключительно ярких цветов – дамам в праздники. Бальные залы не редко скрашивали исключительно яркими букетами. Приготовленные для подношения цветы утверждали в букеты манжеты, так именуемые портбукеты. Они препровождали собой уже картонные воротники, обтянутые атласом и по краям опушённые филигранным тюлем или кружевными фестонами, сделанными из бумаги. В такие воротники складывали мокрый мох и в нем обвязывали цветы и листья. Нередко запахи для подношения утверждали в вазах, и они именовались весьма вазовыми букетами. Такие запахи собирались, как исправляло, из двух-трех десятков роз, листьев орляка, рогоза и нескольких типов фигурной травы. Выглядели они очень эффектно.

 

Довольно толстые композиции из цветов давали юбилярам. Это стали корзинки с розами и другими окрасами, укрепленными при активной помощи проволоки на моховой подушке. В центре корзины помещали розы, вокруг них – более невысокие цветы, а по краям – самые низкие, такие как маргаритки, фиалки, крокусы, или просто коротко обрезанные цветы. Всю эту зажиточную композицию скрашивали милыми шнурами. Для торжественных запахов в России применяли розы, лилии и ландыши. Пользовалась триумфом композиция из различных окрасов, сочетающихся с лентами и кружевами и оформленная в виде подушки. Что бы создать подушку, на проволочный каркас складывали мох и на нем творили инвариантный рисунок из живых ярких окрасов и листьев с лентами и кружевами. Среди богатой знати того времени ценились «макартовские» запахи. Доставкой окрасов по Москве учились особые извозчики и декораторы. Этими цветами скрашивали горницы, из них же делали и похоронные венки.

 

История гербария

Гербарий (лат. herbarium, от herba - трава, растение):

1) коллекция специально собранных засушенных растений, предназначенных для научной обработки. Более или менее полный Гербарий, собранный на определённой территории, делает возможным её планомерное флористическое изучение. Составлению Гербария обычно сопутствует различным геоботаническим, почвенным и др. исследованиям. Один из крупнейших в мире Гербарий - свыше 5 млн. листов - находится в Ботаническом институте им. В.Л. Комарова. Гербарий МГУ насчитывает свыше 600 тыс. листов. Основной Гербарий флоры Средней Азии хранится в Государственном университете (Ташкент). Крупный Гербарий имеются в Киеве (около 900 тыс. листов), Тбилиси, Томске и др. городах бывшего СССР. За рубежом крупнейшие Гербарий имеются в Праге, Лондоне (гербарий Линнея), в Кью (около 6,5 млн.), Женеве (гербарии Декандоля и Буасье - 4 млн.), Париже (6 млн., в том числе 1 млн. листов споровых растений), Вашингтоне, Вене.

 

Помимо общих флористических, имеются специальные Гербарии пищевых, технических и др. растений. Например, во Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде хранится крупнейшая в мире коллекция зерновых, овощных и др. растений. Собранные для Гербария растения укладывают в полевую папку между листами не проклеенной бумаги и завязывают. Каждое растение, взятое в Гербарий, сопровождается этикеткой (5-10 см) с указанием порядкового номера, названия, местонахождения (область, район, ближайший населенный пункт), местообитания, например, на лугу, в лесу, даты сбора, фамилии и инициалов сборщика. Сушат предварительно расправленные растения в листах влагоёмкой (фильтровальной, обёрточной, газетной) бумаги, прокладывая между листами с растениями 3-4 пустые листа. Высушенные растения монтируют на листах плотной бумаги размером 42-28 см и туда же переносят этикетку (справа вниз).

 

2) Учреждения, хранящие коллекции засушенных растений и ведущие их научную обработку. В Гербарий листы с растениями одного вида помещают в общую, т. н. "видовую обложку", или "рубашку"; листы с растениями одного рода - в "родовую обложку"; Гербарий семейств растений - в отдельные папки. Располагают виды растений по алфавиту, роды - по алфавиту или в систематическом порядке, семейства обычно помещают в систематическом порядке. Термин "Гербарий" имеет и более узкий, и более широкий смысл. В узком смысле - это коллекция определенным образом обработанных и документированных засушенных растений. В более широком смысле - это научная лаборатория или научное учреждение, являющееся хранилищем гербарных коллекций и использующее их в своей работе. Цели и задачи гербариев в современной науке весьма многообразны. Гербарий - главная основа для работ по систематике растений. Гербарий документирует состав флоры той или иной территории, а также распространение (ареалы) отдельных таксонов. Гербарий используется для исследования морфологии растений, их экологической, географической и индивидуальной изменчивости. Гербарные фонды имеют важное преимущество перед любым лабораторным оборудованием: они практически не устаревают морально, продолжая служить науке неограниченно долго.

 

История искусства икебаны

Культ цветов и умение образовывать из них композиции пришли в нам из Китая и Японии. Шестнадцатилепестковая хризантема "кику" (солнце) стала цветком короля Японии, а искусство икебаны ("путь окрасов" или "цветы, которые теснятся") - развивалось так активно, что вскоре вышло за рамки культового обычая - подношения Будде и начало составлять немалую роль в культуре и жизни сообщества. Истоки самурайского учения составления цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм. И полторы тысячи лет эта традиция, не прерываясь, развивалась, обогащалась сверхновыми мастями и идеями. Икебана получила большое распространение в Японии и стала составлять большую роль в культурной жизни общества. Буквально "икебана" переводится как "цветы, которые теснятся". Однако наиболее точным станет определение "второе рождение".

 

В основе сего умения в Японии покоится не идея продления былой подлинной жизни растения, а идея творения "второй действительности", особого микромира, на новом этапе воскрешающего натуру. Икебана опиралась на противостоянии двух сил - света и тьмы. В композиции применяли две ветки, которые представляли небо и землю. Первоначальным знатоком считается буддистский монах Сэнуму. Композиции, которые он ставил в храме, были простыми и состояли из трех веток или окрасов. Дом, в котором жил Сэнму, называли "икенобо", т.е. хижина у озера. Этим названием и была наименована древнейшая школа икебаны. Первоначальные композиции появились в храмах и были довольно большими, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже выше. Позднее они получили наименование рикка или татибана - "стоящие цветы". Отдельная ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены общефилософской и религиозной символикой и носили особенные наименования - прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.

 

Овощеводство в Сибири

Овощеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощных растений. К овощеводству относится бахчеводство - выращивание бахчевых культур (арбуз, дыня, тыква). Различают овощеводство открытого грунта и овощеводство защищенного (закрытого) грунта. В открытом грунте возделывают овощные культуры для получения овощей и семян в весенне-летний и осенний периоды, в защищенном грунте - овощей во внесезонное время, когда по климатическим условиям невозможно получение урожая в поле, и рассады для открытого грунта. Овощеводство открытого и овощеводство защищенного грунта тесно связаны между собой: одно дополняя другое, они обеспечивают производство овощей в течение всего года. Особенности овощеводства: массовое применение рассадного метода, а для защищенного грунта, кроме того, применение доращивания и выгонки растений (получение овощной продукции за счёт ранее отложенных в растительном организме запасных питательных веществ). В овощеводстве часто применяется выращивание двух или нескольких культур на одной и той же площади в продолжение сезона, т. н. уплотнённая культура. В овощеводстве распространены также повторные посевы и посадки овощных культур. Развитие овощеводства в Сибири имеет очень большое значение, так как овощи являются основным источником витаминов для населения и содержат все основные питательные вещества: белки, жиры и углеводы.

 

По медицинским нормам человек в год должен употреблять 146 кг овощей с учетом бахчевых культур. В Сибири потребление овощей составляет 67 кг на человека в год. Площадь овощных культур в открытом грунте в Сибири составляла 6255 га. Ассортимент овощных культур в Сибири в связи со сложностью климатических условий и недостатком тепла в большинстве земледельческих районов неширокий. Однако с учетом биологических особенностей овощных культур здесь могут возделываться около 300 видов. Наибольший удельный вес в общей площади посева овощных культур в открытом грунте занимает капуста белокочанная 44%. В структуре товарной продукции на нее приходится до 80%. Морковь занимает 26% площади, занятой овощными культура, свекла 16%, лук 12%, прочие 2%. Основные условия успешного развития овощеводства в Сибири - широкое использование районированных и перспективных сортов овощных культур отечественных и зарубежных селекционеров, расширение ассортимента выращиваемых овощей, использование индустриальных, адаптивных (региональных), энерго- и ресурсосберегающих технологий возделывания, создание цивилизованного рынка овощной продукции. Значительное развитие в Сибири должно получить и овощеводство защищенного грунта.

 

Садоводство в Сибири

Осваивая окраины, русские в течение XVII века продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. Многим из них было хорошо известно земледелие, дававшее высокие урожаи. Они возделывали пшеницу, рожь, просо, гречиху, ячмень, овес и другие культуры, а также занимались скотоводством и даже разводили фруктовые сады. «Не думайте, что Север останется без садов, без плодов и ягод. Такой обширный край должен иметь свои сады. Нужно только работать, не покладая рук». Эти слова И.В. Мичурина прозвучали очень давно, но многих они утвердили в убеждении, что в Сибири вполне доступно, можно и нужно выращивать сады. Сибирские садоводы - это настоящие энтузиасты, потому что трудятся они в сложных природно-климатических условиях, где короток вегетационный период, весною нередки возвратные заморозки, осенью - ранние холода, да и лето не всегда радует обилием тепла. Добавим к этому, что и почвы на участках, отводимых под сады и огороды, не отличаются хорошим плодородием. Труда надо приложить много, но окупается он сторицей. И не только малина, крыжовник, смородина прекрасно плодоносят, у многих садоводов дают хорошие урожаи яблоня и облепиха, ирга, жимолость и другие «пришельцы», некогда бывшие тут диковинками.

 

При закладке коллективного и индивидуального приусадебного сада особое внимание среди плодовых культур в большинстве районов надо уделить яблоне и груше. Они хотя и позднее других культур вступают в плодоношение, но зато урожай их можно хранить в свежем виде длительное время. Косточковые культуры: вишня, слива, абрикос, а также ягодники дают плоды, не пригодные для длительного хранения в свежем виде. Их можно потреблять очень короткое время (в течение лета). Хранят плоды косточковых культур только в переработанном виде (варенье, компот, сухофрукты и т.д.). При подборе сортов плодовых деревьев для сада особое внимание следует обратить на время вступления их в пору плодоношения. Большинство сортов яблони и груши вступают в плодоношение на 7-10 год.

 

Многие сорта, выведенные И. В. Мичуриным, начинают давать урожай на четвертый–пятый год после посадки. Вишня, слива, абрикос и слива начинают плодоносить примерно на четвертый - седьмой год, а ягодники - на второй–третий год после посадки. В северных и восточных районах (на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке) следует разводить стелющиеся плодовые деревья. Карликовые и стелющиеся плодовые деревья (яблони и груши) вступают в плодоношение рано - на 3-4 год после посадки, тогда как яблоня и груша, выращенные на обыкновенных сильнорослых подвоях (дичках) и в обычной форме, начинают плодоносить примерно на седьмой–десятый год. Чтобы иметь свежие плоды в течение круглого года, на участке следует посадить 15–20 плодовых деревьев. Яблоня - основная плодовая культура - растет хорошо почти повсеместно. Одно дерево яблони в период полного плодоношения дает в среднем 50–75 килограммов плодов в год. Урожай же рекордных деревьев при высокой агротехнике может достигать 500 килограммов и больше.

 

Из ягодных культур на приусадебных участках почти повсеместное распространение должны получить земляника, малина, смородина и крыжовник. Земляника легко размножается, посадочного материала ее много почти во всех районах. Кроме того, она скороплодная - полные урожаи дает на третий год после посадки. Земляника отличается также высокой урожайностью, ранним созреванием и прекрасным вкусом ягод. Большого внимания заслуживает черная смородина, ягоды которой являются наиболее витаминозным продуктом. Витамина С в них содержится в четыре-пять раз больше, чем в мандаринах, апельсинах и лимонах. Урожайность ее высокая. Средний урожай смородины составляет 2–3 килограмма с куста, а при хорошем уходе достигает 8–10 килограммов. Особенно большой и регулярный урожай дает красная смородина.

 

Крыжовник для разведения на приусадебных участках представляет особый интерес. Это своего рода "северный виноград". Ягоды у него крупные, красивые, вкусные. По урожайности он превосходит все другие ягодные культуры. Урожай крыжовника составляет в среднем 3–4 килограмма и достигает 20–25 килограммов с куста. Малина, как и земляника, легко размножается. Посадочного материала малины во всех районах много. Урожайность у нее сравнительно хорошая. Ягоды малины вкусны, ароматные и, кроме того, целебны. Для обеспечения средней семьи ягодами в приусадебном саду надо иметь 40–50 кустов кустарниковых ягодников (смородины 10–13, крыжовника - 7–10 и малины 20–30 кустов) и 50–75 квадратных метров земляники (500–750 кустов). Количество ягодных кустов в приусадебном саду можно несколько расширить, доведя их до 80–100 кустов: смородины – 15–20 кустов (черной - 15, красной - 3 и белой - 2 куста); крыжовника – 15–20 кустов и малины – 50-60 кустов.

 

При размещении на приусадебном участке указанного количества ягодников можно рассчитывать на получение (в пору полного плодоношения) от 100 до 200 килограммов ягод в год. Денежные затраты на приобретение плодово-ягодного посадочного материала для закладки приусадебного сада сравнительно невелики. На уход за приусадебным садом (включая и обработку междурядных культур) площадью 700–1000 квадратных метров в течение 6–8 месяцев (с ранней весны до поздней осени) потребуется около 30–40 рабочих дней, или в среднем около 2 часов в день. При правильном подборе плодовых деревьев и ягодных кустарников в приусадебном саду площадью 700–1000 квадратных метров можно ежегодно получать 750–1000 килограммов плодов и ягод, что вполне достаточно для обеспечения семьи фруктами.