Трамвай в Томске

Ответить
Аватара пользователя
Дачница
Укротитель цветов
Сообщений: 704
Зарегистрирован: Вт дек 13, 2011 5:24 pm
Имя: Виктория
Откуда: Томск, Кировский район

Трамвай в Томске

Сообщение Дачница » Вс дек 01, 2013 10:13 pm

Вот что я нашла про ул Советскую. Я живу рядом и совсем недавно узнала, что оказывается по ней ходили трамваи. Тогда я стала искать информацию. Нашла. Предлагаю ее вашему вниманию.

"Улица Советская по праву может считаться одной из самых протяженных улиц Томска. Образовалась она на основе двух старинных городских улиц –Еланской и Спасской. Первое упоминание о них относится к 1853 году. Названия улиц связаны с историей освоения русскими Сибири. В 17 веке От села Спасское до Базарной площади тянулся тракт, а слово «Елань» обозначает поляну в лесу, незаболоченное место на возвышенности. Именно сюда казаки, основавшие городок ездили пахать, сеять, косить траву.

В 19 веке на Спасской появились примечательные здания трехэтажная гостиница «Россия», первая губернская мужская гимназия, баня, построенная купцом Громовым. Немало интересного можно было увидеть и на Еланской. Прежде всего, это губернаторский дом. Его строители рассчитывали, что в доме остановится во время путешествия по стране Наследник престола Николай Александрович. В 1902-1905 году на улице был построен горный корпус Технологического института. Одно из самых старых каменных зданий на Еланской – «Арестантские роты» или тюрьма.

В 1910 году по инициативе Г.Н Потанина и других профессоров на Еланской начинают работу первые и единственные в Сибири Высшие женские курсы.

В конце 19 века на улице Еланской, правда совсем недолго, жили писатели К.М. Станюкович и В.Г. Короленко. Константин Михайлович здесь написал первые «Морские рассказы», которые принесли ему широкую известность.

После Октябрьской революции названия «Еланская» и «Спасская» исчезли с карты города. К 1929 году Томичи прогуливались по достаточно протяженной улице Советской. Такое название можно объяснить тем, что губернаторский дом во время событий 1917 года занимал Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1930 году здание передали ученым и с тех пор оно так и именуется -Дом ученых. Большим событием для послевоенного Томска стал пуск трамвая. В 1949 году по улице Советской прошел первый трамвай от вокзала Томск -1 до пл. Батенькова."

Аватара пользователя
defa
Почитатель цветов
Сообщений: 300
Зарегистрирован: Пт сен 28, 2007 4:10 pm
Откуда: Томск, район Ц.рынка, будни - начало Кирова

Re: Трамвай в Томске

Сообщение defa » Пн дек 02, 2013 11:27 am

Дачница писал(а):оказывается по ней ходили трамваи.
В смысле "ходили"? Они и сейчас ходят - с Кирова до Батенькова по Советской.

Аватара пользователя
Slada
Admin
Сообщений: 6238
Зарегистрирован: Вт сен 25, 2007 3:55 pm
Телефон: 8-903-950-9275
Имя: Светлана
Откуда: Томск, Степановка
Контактная информация:

Re: Трамвай в Томске

Сообщение Slada » Пн дек 02, 2013 11:58 am

Раньше трамваи ходили и выше Кирова по Советской, там рельсы были. Правда, не знаю, докуда.
Каталог моих растений
Тел. 8-903-950-9275
WhatsApp 900-923-5820

Аватара пользователя
nathkon
Почитатель цветов
Сообщений: 471
Зарегистрирован: Сб мар 07, 2009 8:50 pm
Имя: Наталья

Re: Трамвай в Томске

Сообщение nathkon » Пн дек 02, 2013 12:27 pm

До улицы Нахимова.

puma
Любитель цветов
Сообщений: 25
Зарегистрирован: Пн сен 03, 2012 11:27 pm
Имя: Татьяна

Re: Трамвай в Томске

Сообщение puma » Вт дек 03, 2013 2:12 pm

Трамвай на улице Советской от Кирова до Лагерного Сада начал ходить в 1963 году. Ходил он очень редко, примерно 2-3 раза в час. Около Лагерного сада было кольцо, т.е. трамвай ходил по кольцу. Т .к. ходил он редко его и не ждали - шли пешком. Вскоре рельсы разобрали. Интересно,что и проложили рельсы вначале тоже очень быстро. Я жила на улице Советской 78 до 1968 г. Дом был очень старый постройки 1878 г. Я написала о нем статью в газете "Томский пенсионер" в январе 2011 г.

puma
Любитель цветов
Сообщений: 25
Зарегистрирован: Пн сен 03, 2012 11:27 pm
Имя: Татьяна

Re: Трамвай в Томске

Сообщение puma » Ср ноя 19, 2014 10:47 pm

Это статья моего друга Марухина Сергея. В 2012 г он скоропостижно скончался. Ему было 74 г. В последние годы он много работал над историей науки в ТПИ - сейчас ТПУ. В истории создания трамвая в Томске принимали участие ученые политехники. Статью мне передала Юлия Бутина, тогда студентка ТПИ, соавтор статьи.

Трамвай для родного города

Те, кто в Томске оказались на проспекте Кирова или на улице Советской после 18.00 часов 6 ноября 1948 г., стали свидетелями невиданного доселе зрелища: по рельсам двигался маленький деревянный моторный вагончик с открытой кабиной и таким же прицепным вагончиком. В освещенных вагонах сидели люди. Шла «обкатка» томского трамвая, который строился уже несколько лет. Но этому, столь знаменательному событию, предшествовала долгая и во многом драматическая история.

В сентябре 1897 г. купец Н.И. Батурин подал заявление об устройстве в Томске конного трамвая, но городская Дума этот вопрос оставила без внимания. Через полтора года такая же участь постигла и предложение А.А. Скороходова из Петербурга. Были и другие попытки заинтересовать томские власти конным трамваем, но воспетую поэтами и прозаиками романтическую «конку» томичи так и не увидели.

Через 10 лет, в сентябре 1907 г., распорядитель «Технико-промышленного бюро» Томска В.С. Реутовский предложил устроить уже электрический трамвай (центральная городская электростанция в Томске действовала с конца 1895 г.). Предложение В.С. Реутовского в Думе положительного решения не нашло. Затем было много других предложений от различных лиц и фирм. Но каждый раз что-то мешало, всегда находились объективные причины и к строительству трамвая приступили лишь спустя 50 (пятьдесят!) лет в 1947 г. Случай беспрецедентный, если не уникальный! Все перипетии этого дела довольно подробно описаны в книге Я.А. Яковлева «Рассказы о томском электротранспорте. Томск, 1999 г.». Желающие могут прочитать, а мы последуем за событиями далее.

Официальной датой «рождения» трамвая в Томске считается 1 мая 1949 г. Но фактически первый трамвай пошел 6 ноября. Эту дату и надо считать днем начала трамвайного движения. В упомянутой выше книге автор справедливо пишет: «…Можно привести много дат основания томского электротранспорта – по принятию соответствующего решения, проведению митинга и перерезанию ленточки, первому пассажирскому рейсу…Но с технической точки зрения момент рождения трамвая произошел именно тогда, когда впервые замкнулся контактный провод и колеса вагона погладили первые сантиметры томских рельсов…». Это произошло ровно в 18.00 часов 6 ноября 1948 г. и виновником такого волнующего момента был трамвай серии «Х-1» Мытищинского завода, подаренный новосибирцами и прибывший в Томск по железной дороге в октябре 1948 г.

К сожалению, старт томского трамвая оказался неудачным, можно сказать даже печальным. Вагоны сходили с рельсов. Бригада строителей трамвая устанавливала их на место. Поворотное кольцо на привокзальной площади железнодорожной станции Томск-I трамвай преодолеть не смог и до площади Батенькова, конечному пункту первой очереди трамвайного пути, пришлось ехать задним ходом. Иначе говоря, первый блин оказался комом и при том солидным. Приемная комиссия выявила достаточно немало недоработок и даже грубых ошибок, на исправление которых ушло несколько месяцев, и регулярное движение трамваев было открыто только с начала мая 1949 г. Пока пути доводились «до ума» весной 1949 г. из города Усть-Катава Челябинской области на радость томичам прибыли 10 новеньких вагонов – 5 моторных (КТМ-1) и 5 прицепных (КТП-1). Вот они-то и открыли эру пассажирских регулярных перевозок от Томска-I до площади Батенькова.

К проектированию и строительству трамвая имели прямое отношение томские политехники. Они, конечно же, не могли остаться в стороне от столь важного дела. В ноябре 1909 г. выпускник Томского Технологического института (ТТИ) 1908 г. талантливый инженер-механик В.М.Хрущёв (впоследствии профессор и академик, директор института энергетики Украинской Академии наук) сделал доклад в «Обществе Сибирских инженеров», который (по его собственным словам) «…представляет из себя критический обзор систем трамваев и других способов сообщений применительно к Томску…». Этот доклад был опубликован в «Журнале Общество Сибирских инженеров» №8 и №9 за 1910 г. под заголовком «К вопросу о трамвае в гор. Томске». В первой части доклада (№8 «Журнала») В.М.Хрущёв внимательно рассмотрел имеющиеся в его распоряжении данные зарубежного и отечественного опыта и сделал однозначный вывод: «…Таким образом очевидно, что из всех способов сообщения наиболее удобным и выгодным для Томска будет трамвай…». Во второй части доклада (№9 «Журнала») он проанализировал различные системы трамваев и доказал, что «…система постоянного тока по своей простоте, удобстве и экономичности является предпочтительной…».

В 1910 г. вышла из печати небольшая брошюрка, размером см и 16 страниц текста «Н.Я. Горшенов. Трамвайное, автомобильное или иное сообщение выгоднее для города Томска в настоящее время? Томск, 1910 г.», в которой автор (выпускник ТТИ 1909 г.), городской инженер сделал попытку обосновать экономическую нецелесообразность для Томска той поры и автомобильного, и электрического транспорта. Прошедшее время показало, что В.М.Хрущёв оказался прозорливее.

Первый директор ТТИ профессор Е.Л. Зубашев, не смотря на большую занятость на основной своей работе, участвовал в работе специальной комиссии по городскому трамваю. В этой комиссии активно работали и другие ученые из ТТИ: А.Я. Милович, П.А. Микулин, С.А. Жбиковский, а также городской инженер Н.Я Горшенов. Комиссия, меняя свой статус, просуществовала вплоть до 1917 г.

А когда в 1944 г. в конце концов, приступили к реальному проектированию трамвая, то энергетическую часть проекта выполнил доцент-политехник Е.М. Пухов. Он же (в числе других разработчиков) и защищал проект томского трамвая 3 июля 1944 г. в Народном Комиссариате коммунального хозяйстве в Москве. Летом 1947 г. одновременно с установкой опор контактной сети начали обустраивать первую тяговую подстанцию на углу улицы Советской и площади Батенькова. В решении проблем электроснабжения трамвая помогали преподаватели и ученые политехнического института (ныне университета) и электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Томский трамвай строил практически весь город (методом «народной стойки»), в том числе и политехники – преподаватели, сотрудники, студенты. Честь и хвала им всем за это!

Бутина Ю.А., Марухин С.Н.
Вопросы задавайте в теме Поповой Татьяне Александровне (puma)

Аватара пользователя
Iwanna
Победитель конкурса
Сообщений: 3406
Зарегистрирован: Сб мар 14, 2009 10:47 pm
Откуда: Томск, Советский

Re: Трамвай в Томске

Сообщение Iwanna » Вт ноя 25, 2014 9:07 pm

Губернатор назвал томские трамвайные линии «деревенскими»

Об этом Сергей Жвачкин заявил во время презентации концепции городского развития «Наш Томск».

«Я еще раз повторю, что все наши трамвайные линии — деревенские. Вы съездите в нормальный европейский город и посмотрите, какими должны быть шпалы, вернее их отсутствие. Во многих российских городах их уже переделали. Я кроме Томска нигде не видел, чтоб одуванчики росли!», — сказал он.

По мнению губернатора, в Томске необходимо развивать трамвайную сеть, исходя из соображений безопасности и удобства передвижения как электротранспорта, так и водителей. «По рельсам нового образца удобно ездить, они помогают расширить пропускную способность», — считает Жвачкин.
В прошлом году губернатор, выступая перед депутатами с ежегодным отчетом, заявил, что между шпалами на трамвайных линиях растут одуванчики. После этого специалисты ТТУ начали скашивать цветы на путях :crazu:

Donalda
Любитель цветов
Сообщений: 18
Зарегистрирован: Вс ноя 30, 2014 6:24 am

Re: Трамвай в Томске

Сообщение Donalda » Пт янв 09, 2015 2:09 pm

24-летний Борис Калиужный из Франции живет в Томске уже пятый год. Сейчас он учится в ТПУ. Больше всего французу в Томске нравятся трамваи.
– Я обожаю трамваи. Они такие старинные, в них душа чувствуется. Я достаточно путешествовал и мне казалось, что везде все более-менее одинаково, а здесь все по-другому, — говорит Борис. — Сам я на «Волге» езжу, хотя некоторые смеются, что француз, а катается на русской машине.

Аватара пользователя
El'f
Доктор цветов
Сообщений: 4533
Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 8:51 pm
Имя: Елена
Откуда: Томск

Re: Трамвай в Томске

Сообщение El'f » Пт янв 09, 2015 7:55 pm

Iwanna писал(а):Губернатор назвал томские трамвайные линии «деревенскими»
Насчет "деревенских" не знаю, но если ничего не вкладывать в них лет 50-т, конечно будет техническая и физическая деградация.
В Германии много трамваев. Екатеринбург имеет очень разветвленную трамвайную сеть. Ездят и радуются.
Мы в ответе за тех, кого приручили...

Аватара пользователя
Ornella
Магистр цветов
Сообщений: 3697
Зарегистрирован: Чт авг 25, 2011 9:26 pm
Телефон: 8906 948 5307
Откуда: Войкова

Re: Трамвай в Томске

Сообщение Ornella » Пт янв 09, 2015 10:29 pm

Мне нравится ездить на трамвае. Может быть потому что редко пользуюсь.
Есть что-то в стуке колес ... ностальгическое... романтическое.
***
Стук колес
Уносит мысли вдаль,
Где нет слез,
И ничего не жаль…

Ответить

Вернуться в «Тропинка путешествий»

Yandex
TopMailRu TopT-sk