Трамвай в Томске
- Дачница
- Укротитель цветов
- Сообщений: 704
- Зарегистрирован: Вт дек 13, 2011 5:24 pm
- Имя: Виктория
- Откуда: Томск, Кировский район
Трамвай в Томске
Вот что я нашла про ул Советскую. Я живу рядом и совсем недавно узнала, что оказывается по ней ходили трамваи. Тогда я стала искать информацию. Нашла. Предлагаю ее вашему вниманию.
"Улица Советская по праву может считаться одной из самых протяженных улиц Томска. Образовалась она на основе двух старинных городских улиц –Еланской и Спасской. Первое упоминание о них относится к 1853 году. Названия улиц связаны с историей освоения русскими Сибири. В 17 веке От села Спасское до Базарной площади тянулся тракт, а слово «Елань» обозначает поляну в лесу, незаболоченное место на возвышенности. Именно сюда казаки, основавшие городок ездили пахать, сеять, косить траву.
В 19 веке на Спасской появились примечательные здания трехэтажная гостиница «Россия», первая губернская мужская гимназия, баня, построенная купцом Громовым. Немало интересного можно было увидеть и на Еланской. Прежде всего, это губернаторский дом. Его строители рассчитывали, что в доме остановится во время путешествия по стране Наследник престола Николай Александрович. В 1902-1905 году на улице был построен горный корпус Технологического института. Одно из самых старых каменных зданий на Еланской – «Арестантские роты» или тюрьма.
В 1910 году по инициативе Г.Н Потанина и других профессоров на Еланской начинают работу первые и единственные в Сибири Высшие женские курсы.
В конце 19 века на улице Еланской, правда совсем недолго, жили писатели К.М. Станюкович и В.Г. Короленко. Константин Михайлович здесь написал первые «Морские рассказы», которые принесли ему широкую известность.
После Октябрьской революции названия «Еланская» и «Спасская» исчезли с карты города. К 1929 году Томичи прогуливались по достаточно протяженной улице Советской. Такое название можно объяснить тем, что губернаторский дом во время событий 1917 года занимал Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1930 году здание передали ученым и с тех пор оно так и именуется -Дом ученых. Большим событием для послевоенного Томска стал пуск трамвая. В 1949 году по улице Советской прошел первый трамвай от вокзала Томск -1 до пл. Батенькова."
"Улица Советская по праву может считаться одной из самых протяженных улиц Томска. Образовалась она на основе двух старинных городских улиц –Еланской и Спасской. Первое упоминание о них относится к 1853 году. Названия улиц связаны с историей освоения русскими Сибири. В 17 веке От села Спасское до Базарной площади тянулся тракт, а слово «Елань» обозначает поляну в лесу, незаболоченное место на возвышенности. Именно сюда казаки, основавшие городок ездили пахать, сеять, косить траву.
В 19 веке на Спасской появились примечательные здания трехэтажная гостиница «Россия», первая губернская мужская гимназия, баня, построенная купцом Громовым. Немало интересного можно было увидеть и на Еланской. Прежде всего, это губернаторский дом. Его строители рассчитывали, что в доме остановится во время путешествия по стране Наследник престола Николай Александрович. В 1902-1905 году на улице был построен горный корпус Технологического института. Одно из самых старых каменных зданий на Еланской – «Арестантские роты» или тюрьма.
В 1910 году по инициативе Г.Н Потанина и других профессоров на Еланской начинают работу первые и единственные в Сибири Высшие женские курсы.
В конце 19 века на улице Еланской, правда совсем недолго, жили писатели К.М. Станюкович и В.Г. Короленко. Константин Михайлович здесь написал первые «Морские рассказы», которые принесли ему широкую известность.
После Октябрьской революции названия «Еланская» и «Спасская» исчезли с карты города. К 1929 году Томичи прогуливались по достаточно протяженной улице Советской. Такое название можно объяснить тем, что губернаторский дом во время событий 1917 года занимал Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1930 году здание передали ученым и с тех пор оно так и именуется -Дом ученых. Большим событием для послевоенного Томска стал пуск трамвая. В 1949 году по улице Советской прошел первый трамвай от вокзала Томск -1 до пл. Батенькова."
- defa
- Обожатель цветов
- Сообщений: 299
- Зарегистрирован: Пт сен 28, 2007 4:10 pm
- Откуда: Томск, район Ц.рынка, будни - начало Кирова
Re: Трамвай в Томске
В смысле "ходили"? Они и сейчас ходят - с Кирова до Батенькова по Советской.Дачница писал(а):оказывается по ней ходили трамваи.
- Slada
- Admin
- Сообщений: 6228
- Зарегистрирован: Вт сен 25, 2007 3:55 pm
- Телефон: 8-903-950-9275
- Имя: Светлана
- Откуда: Томск, Степановка
- Контактная информация:
Re: Трамвай в Томске
Раньше трамваи ходили и выше Кирова по Советской, там рельсы были. Правда, не знаю, докуда.
Re: Трамвай в Томске
До улицы Нахимова.
Re: Трамвай в Томске
Трамвай на улице Советской от Кирова до Лагерного Сада начал ходить в 1963 году. Ходил он очень редко, примерно 2-3 раза в час. Около Лагерного сада было кольцо, т.е. трамвай ходил по кольцу. Т .к. ходил он редко его и не ждали - шли пешком. Вскоре рельсы разобрали. Интересно,что и проложили рельсы вначале тоже очень быстро. Я жила на улице Советской 78 до 1968 г. Дом был очень старый постройки 1878 г. Я написала о нем статью в газете "Томский пенсионер" в январе 2011 г.
Re: Трамвай в Томске
Это статья моего друга Марухина Сергея. В 2012 г он скоропостижно скончался. Ему было 74 г. В последние годы он много работал над историей науки в ТПИ - сейчас ТПУ. В истории создания трамвая в Томске принимали участие ученые политехники. Статью мне передала Юлия Бутина, тогда студентка ТПИ, соавтор статьи.
Трамвай для родного города
Те, кто в Томске оказались на проспекте Кирова или на улице Советской после 18.00 часов 6 ноября 1948 г., стали свидетелями невиданного доселе зрелища: по рельсам двигался маленький деревянный моторный вагончик с открытой кабиной и таким же прицепным вагончиком. В освещенных вагонах сидели люди. Шла «обкатка» томского трамвая, который строился уже несколько лет. Но этому, столь знаменательному событию, предшествовала долгая и во многом драматическая история.
В сентябре 1897 г. купец Н.И. Батурин подал заявление об устройстве в Томске конного трамвая, но городская Дума этот вопрос оставила без внимания. Через полтора года такая же участь постигла и предложение А.А. Скороходова из Петербурга. Были и другие попытки заинтересовать томские власти конным трамваем, но воспетую поэтами и прозаиками романтическую «конку» томичи так и не увидели.
Через 10 лет, в сентябре 1907 г., распорядитель «Технико-промышленного бюро» Томска В.С. Реутовский предложил устроить уже электрический трамвай (центральная городская электростанция в Томске действовала с конца 1895 г.). Предложение В.С. Реутовского в Думе положительного решения не нашло. Затем было много других предложений от различных лиц и фирм. Но каждый раз что-то мешало, всегда находились объективные причины и к строительству трамвая приступили лишь спустя 50 (пятьдесят!) лет в 1947 г. Случай беспрецедентный, если не уникальный! Все перипетии этого дела довольно подробно описаны в книге Я.А. Яковлева «Рассказы о томском электротранспорте. Томск, 1999 г.». Желающие могут прочитать, а мы последуем за событиями далее.
Официальной датой «рождения» трамвая в Томске считается 1 мая 1949 г. Но фактически первый трамвай пошел 6 ноября. Эту дату и надо считать днем начала трамвайного движения. В упомянутой выше книге автор справедливо пишет: «…Можно привести много дат основания томского электротранспорта – по принятию соответствующего решения, проведению митинга и перерезанию ленточки, первому пассажирскому рейсу…Но с технической точки зрения момент рождения трамвая произошел именно тогда, когда впервые замкнулся контактный провод и колеса вагона погладили первые сантиметры томских рельсов…». Это произошло ровно в 18.00 часов 6 ноября 1948 г. и виновником такого волнующего момента был трамвай серии «Х-1» Мытищинского завода, подаренный новосибирцами и прибывший в Томск по железной дороге в октябре 1948 г.
К сожалению, старт томского трамвая оказался неудачным, можно сказать даже печальным. Вагоны сходили с рельсов. Бригада строителей трамвая устанавливала их на место. Поворотное кольцо на привокзальной площади железнодорожной станции Томск-I трамвай преодолеть не смог и до площади Батенькова, конечному пункту первой очереди трамвайного пути, пришлось ехать задним ходом. Иначе говоря, первый блин оказался комом и при том солидным. Приемная комиссия выявила достаточно немало недоработок и даже грубых ошибок, на исправление которых ушло несколько месяцев, и регулярное движение трамваев было открыто только с начала мая 1949 г. Пока пути доводились «до ума» весной 1949 г. из города Усть-Катава Челябинской области на радость томичам прибыли 10 новеньких вагонов – 5 моторных (КТМ-1) и 5 прицепных (КТП-1). Вот они-то и открыли эру пассажирских регулярных перевозок от Томска-I до площади Батенькова.
К проектированию и строительству трамвая имели прямое отношение томские политехники. Они, конечно же, не могли остаться в стороне от столь важного дела. В ноябре 1909 г. выпускник Томского Технологического института (ТТИ) 1908 г. талантливый инженер-механик В.М.Хрущёв (впоследствии профессор и академик, директор института энергетики Украинской Академии наук) сделал доклад в «Обществе Сибирских инженеров», который (по его собственным словам) «…представляет из себя критический обзор систем трамваев и других способов сообщений применительно к Томску…». Этот доклад был опубликован в «Журнале Общество Сибирских инженеров» №8 и №9 за 1910 г. под заголовком «К вопросу о трамвае в гор. Томске». В первой части доклада (№8 «Журнала») В.М.Хрущёв внимательно рассмотрел имеющиеся в его распоряжении данные зарубежного и отечественного опыта и сделал однозначный вывод: «…Таким образом очевидно, что из всех способов сообщения наиболее удобным и выгодным для Томска будет трамвай…». Во второй части доклада (№9 «Журнала») он проанализировал различные системы трамваев и доказал, что «…система постоянного тока по своей простоте, удобстве и экономичности является предпочтительной…».
В 1910 г. вышла из печати небольшая брошюрка, размером см и 16 страниц текста «Н.Я. Горшенов. Трамвайное, автомобильное или иное сообщение выгоднее для города Томска в настоящее время? Томск, 1910 г.», в которой автор (выпускник ТТИ 1909 г.), городской инженер сделал попытку обосновать экономическую нецелесообразность для Томска той поры и автомобильного, и электрического транспорта. Прошедшее время показало, что В.М.Хрущёв оказался прозорливее.
Первый директор ТТИ профессор Е.Л. Зубашев, не смотря на большую занятость на основной своей работе, участвовал в работе специальной комиссии по городскому трамваю. В этой комиссии активно работали и другие ученые из ТТИ: А.Я. Милович, П.А. Микулин, С.А. Жбиковский, а также городской инженер Н.Я Горшенов. Комиссия, меняя свой статус, просуществовала вплоть до 1917 г.
А когда в 1944 г. в конце концов, приступили к реальному проектированию трамвая, то энергетическую часть проекта выполнил доцент-политехник Е.М. Пухов. Он же (в числе других разработчиков) и защищал проект томского трамвая 3 июля 1944 г. в Народном Комиссариате коммунального хозяйстве в Москве. Летом 1947 г. одновременно с установкой опор контактной сети начали обустраивать первую тяговую подстанцию на углу улицы Советской и площади Батенькова. В решении проблем электроснабжения трамвая помогали преподаватели и ученые политехнического института (ныне университета) и электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Томский трамвай строил практически весь город (методом «народной стойки»), в том числе и политехники – преподаватели, сотрудники, студенты. Честь и хвала им всем за это!
Бутина Ю.А., Марухин С.Н.
Вопросы задавайте в теме Поповой Татьяне Александровне (puma)
Трамвай для родного города
Те, кто в Томске оказались на проспекте Кирова или на улице Советской после 18.00 часов 6 ноября 1948 г., стали свидетелями невиданного доселе зрелища: по рельсам двигался маленький деревянный моторный вагончик с открытой кабиной и таким же прицепным вагончиком. В освещенных вагонах сидели люди. Шла «обкатка» томского трамвая, который строился уже несколько лет. Но этому, столь знаменательному событию, предшествовала долгая и во многом драматическая история.
В сентябре 1897 г. купец Н.И. Батурин подал заявление об устройстве в Томске конного трамвая, но городская Дума этот вопрос оставила без внимания. Через полтора года такая же участь постигла и предложение А.А. Скороходова из Петербурга. Были и другие попытки заинтересовать томские власти конным трамваем, но воспетую поэтами и прозаиками романтическую «конку» томичи так и не увидели.
Через 10 лет, в сентябре 1907 г., распорядитель «Технико-промышленного бюро» Томска В.С. Реутовский предложил устроить уже электрический трамвай (центральная городская электростанция в Томске действовала с конца 1895 г.). Предложение В.С. Реутовского в Думе положительного решения не нашло. Затем было много других предложений от различных лиц и фирм. Но каждый раз что-то мешало, всегда находились объективные причины и к строительству трамвая приступили лишь спустя 50 (пятьдесят!) лет в 1947 г. Случай беспрецедентный, если не уникальный! Все перипетии этого дела довольно подробно описаны в книге Я.А. Яковлева «Рассказы о томском электротранспорте. Томск, 1999 г.». Желающие могут прочитать, а мы последуем за событиями далее.
Официальной датой «рождения» трамвая в Томске считается 1 мая 1949 г. Но фактически первый трамвай пошел 6 ноября. Эту дату и надо считать днем начала трамвайного движения. В упомянутой выше книге автор справедливо пишет: «…Можно привести много дат основания томского электротранспорта – по принятию соответствующего решения, проведению митинга и перерезанию ленточки, первому пассажирскому рейсу…Но с технической точки зрения момент рождения трамвая произошел именно тогда, когда впервые замкнулся контактный провод и колеса вагона погладили первые сантиметры томских рельсов…». Это произошло ровно в 18.00 часов 6 ноября 1948 г. и виновником такого волнующего момента был трамвай серии «Х-1» Мытищинского завода, подаренный новосибирцами и прибывший в Томск по железной дороге в октябре 1948 г.
К сожалению, старт томского трамвая оказался неудачным, можно сказать даже печальным. Вагоны сходили с рельсов. Бригада строителей трамвая устанавливала их на место. Поворотное кольцо на привокзальной площади железнодорожной станции Томск-I трамвай преодолеть не смог и до площади Батенькова, конечному пункту первой очереди трамвайного пути, пришлось ехать задним ходом. Иначе говоря, первый блин оказался комом и при том солидным. Приемная комиссия выявила достаточно немало недоработок и даже грубых ошибок, на исправление которых ушло несколько месяцев, и регулярное движение трамваев было открыто только с начала мая 1949 г. Пока пути доводились «до ума» весной 1949 г. из города Усть-Катава Челябинской области на радость томичам прибыли 10 новеньких вагонов – 5 моторных (КТМ-1) и 5 прицепных (КТП-1). Вот они-то и открыли эру пассажирских регулярных перевозок от Томска-I до площади Батенькова.
К проектированию и строительству трамвая имели прямое отношение томские политехники. Они, конечно же, не могли остаться в стороне от столь важного дела. В ноябре 1909 г. выпускник Томского Технологического института (ТТИ) 1908 г. талантливый инженер-механик В.М.Хрущёв (впоследствии профессор и академик, директор института энергетики Украинской Академии наук) сделал доклад в «Обществе Сибирских инженеров», который (по его собственным словам) «…представляет из себя критический обзор систем трамваев и других способов сообщений применительно к Томску…». Этот доклад был опубликован в «Журнале Общество Сибирских инженеров» №8 и №9 за 1910 г. под заголовком «К вопросу о трамвае в гор. Томске». В первой части доклада (№8 «Журнала») В.М.Хрущёв внимательно рассмотрел имеющиеся в его распоряжении данные зарубежного и отечественного опыта и сделал однозначный вывод: «…Таким образом очевидно, что из всех способов сообщения наиболее удобным и выгодным для Томска будет трамвай…». Во второй части доклада (№9 «Журнала») он проанализировал различные системы трамваев и доказал, что «…система постоянного тока по своей простоте, удобстве и экономичности является предпочтительной…».
В 1910 г. вышла из печати небольшая брошюрка, размером см и 16 страниц текста «Н.Я. Горшенов. Трамвайное, автомобильное или иное сообщение выгоднее для города Томска в настоящее время? Томск, 1910 г.», в которой автор (выпускник ТТИ 1909 г.), городской инженер сделал попытку обосновать экономическую нецелесообразность для Томска той поры и автомобильного, и электрического транспорта. Прошедшее время показало, что В.М.Хрущёв оказался прозорливее.
Первый директор ТТИ профессор Е.Л. Зубашев, не смотря на большую занятость на основной своей работе, участвовал в работе специальной комиссии по городскому трамваю. В этой комиссии активно работали и другие ученые из ТТИ: А.Я. Милович, П.А. Микулин, С.А. Жбиковский, а также городской инженер Н.Я Горшенов. Комиссия, меняя свой статус, просуществовала вплоть до 1917 г.
А когда в 1944 г. в конце концов, приступили к реальному проектированию трамвая, то энергетическую часть проекта выполнил доцент-политехник Е.М. Пухов. Он же (в числе других разработчиков) и защищал проект томского трамвая 3 июля 1944 г. в Народном Комиссариате коммунального хозяйстве в Москве. Летом 1947 г. одновременно с установкой опор контактной сети начали обустраивать первую тяговую подстанцию на углу улицы Советской и площади Батенькова. В решении проблем электроснабжения трамвая помогали преподаватели и ученые политехнического института (ныне университета) и электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Томский трамвай строил практически весь город (методом «народной стойки»), в том числе и политехники – преподаватели, сотрудники, студенты. Честь и хвала им всем за это!
Бутина Ю.А., Марухин С.Н.
Вопросы задавайте в теме Поповой Татьяне Александровне (puma)
- Iwanna
- Победитель конкурса
- Сообщений: 3404
- Зарегистрирован: Сб мар 14, 2009 10:47 pm
- Откуда: Томск, Советский
Re: Трамвай в Томске
Губернатор назвал томские трамвайные линии «деревенскими»
Об этом Сергей Жвачкин заявил во время презентации концепции городского развития «Наш Томск».
«Я еще раз повторю, что все наши трамвайные линии — деревенские. Вы съездите в нормальный европейский город и посмотрите, какими должны быть шпалы, вернее их отсутствие. Во многих российских городах их уже переделали. Я кроме Томска нигде не видел, чтоб одуванчики росли!», — сказал он.
По мнению губернатора, в Томске необходимо развивать трамвайную сеть, исходя из соображений безопасности и удобства передвижения как электротранспорта, так и водителей. «По рельсам нового образца удобно ездить, они помогают расширить пропускную способность», — считает Жвачкин.
В прошлом году губернатор, выступая перед депутатами с ежегодным отчетом, заявил, что между шпалами на трамвайных линиях растут одуванчики. После этого специалисты ТТУ начали скашивать цветы на путях
Об этом Сергей Жвачкин заявил во время презентации концепции городского развития «Наш Томск».
«Я еще раз повторю, что все наши трамвайные линии — деревенские. Вы съездите в нормальный европейский город и посмотрите, какими должны быть шпалы, вернее их отсутствие. Во многих российских городах их уже переделали. Я кроме Томска нигде не видел, чтоб одуванчики росли!», — сказал он.
По мнению губернатора, в Томске необходимо развивать трамвайную сеть, исходя из соображений безопасности и удобства передвижения как электротранспорта, так и водителей. «По рельсам нового образца удобно ездить, они помогают расширить пропускную способность», — считает Жвачкин.
В прошлом году губернатор, выступая перед депутатами с ежегодным отчетом, заявил, что между шпалами на трамвайных линиях растут одуванчики. После этого специалисты ТТУ начали скашивать цветы на путях
Re: Трамвай в Томске
24-летний Борис Калиужный из Франции живет в Томске уже пятый год. Сейчас он учится в ТПУ. Больше всего французу в Томске нравятся трамваи.
– Я обожаю трамваи. Они такие старинные, в них душа чувствуется. Я достаточно путешествовал и мне казалось, что везде все более-менее одинаково, а здесь все по-другому, — говорит Борис. — Сам я на «Волге» езжу, хотя некоторые смеются, что француз, а катается на русской машине.
– Я обожаю трамваи. Они такие старинные, в них душа чувствуется. Я достаточно путешествовал и мне казалось, что везде все более-менее одинаково, а здесь все по-другому, — говорит Борис. — Сам я на «Волге» езжу, хотя некоторые смеются, что француз, а катается на русской машине.
- El'f
- Доктор цветов
- Сообщений: 4539
- Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 8:51 pm
- Имя: Елена
- Откуда: Томск
Re: Трамвай в Томске
Насчет "деревенских" не знаю, но если ничего не вкладывать в них лет 50-т, конечно будет техническая и физическая деградация.Iwanna писал(а):Губернатор назвал томские трамвайные линии «деревенскими»
В Германии много трамваев. Екатеринбург имеет очень разветвленную трамвайную сеть. Ездят и радуются.
Мы в ответе за тех, кого приручили...
- Ornella
- Магистр цветов
- Сообщений: 3697
- Зарегистрирован: Чт авг 25, 2011 9:26 pm
- Телефон: 8906 948 5307
- Откуда: Войкова
Re: Трамвай в Томске
Мне нравится ездить на трамвае. Может быть потому что редко пользуюсь.
Есть что-то в стуке колес ... ностальгическое... романтическое.
***
Стук колес
Уносит мысли вдаль,
Где нет слез,
И ничего не жаль…
Есть что-то в стуке колес ... ностальгическое... романтическое.
***
Стук колес
Уносит мысли вдаль,
Где нет слез,
И ничего не жаль…