Хеллингер как священник и богослов закончился вскоре после того, как стал принимать участие в оккультных ритуалах племени зулусов в Южной Африке (там он проходил служение), и увлекся учением феноменологии.
Позже немецкий психотерапевт Вернер Хаас (Германского общества семейной терапии) называет методики Берта Хеллингера «мало вразумительными и этически неприемлемыми», в своей книге он пишет: «Магические ритуалы заменили у него терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия».
В 2007 году немецкая расстановочная ассоциация исключила Хеллингера из-за серьёзных мировоззренческих разногласий.
При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. :
«Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”.
Интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.
Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины — одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью. Помните в фильме «Обыкновенное чудо» слова Короля:
«— Видите, что делаю? О! И самое обидное, не я в этом виноват. Правда?
— Правда.
— Ну иди, всё, свободен. Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тёти разные, праотцы, ну и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлёбывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и всё. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится…» и «Зачем я его слушал! Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём угодно. Бедняжка 18 раз была замужем, не считая лёгких увлечений».
Метод Б.Хеллингера - это очередная попытка соединить ориентальный мистицизм с психоанализом З.Фрейда, облеченная в псевдонаучную форму (все как обычно: много новых слов, непонятных выражений и т.п.). Очередное доказательство того, что общество давно уже потеряло ориентиры духовной жизни и пытается решать сотериологические проблемы надуманными методами психоанализа и аутотренинга. Другими словами, метод Хеллингера - это всего лишь косметическая операция, макияж, наведение румян на лицо мертвого человека, причем не лучшим "косметологом", оживить которого он не в состоянии; не более чем вытирание воды под краном, который все время протекает. Здесь, скорее, решаются вопросы следствия психической болезни, но не устраняются ее причины. Вместо того чтобы: "Быть, а не казаться", вам предлагается "гремучая смесь" современных модных психоделических фантазий, медитаций "на тему", и околонаучного подхода (понятия детерминизма, родовой кармы и т.д.).
Сам автор метода, бывший католический священник, говорит о том, что Христос не является Богом, мало того, он виновен в антисемитизме, должен был сойти с креста и поцеловать гонителя-первосвященника (Б.Хеллингер. Долгий путь. 2009, стр.103).
Еще пример расстановки: женщина приходит на расстановку, у нее религиозные противоречия. Он ей ставит заместителя Иисуса Христа и велит ей сказать "Распни его" (Б.Хеллингер. Порядки помощи).
Во время расстановок происходит медиумический контакт, который прикрывается теорией полей. Можно схватить все, что хочешь. Практически сам процесс - это спиритизм.
С каждой расстановкой появляется в работах все больше мертвых, которых хочется положить. Все больше и больше.
С первых минут я поняла, что мне здесь находится незачем. В течение всего времени читала Иисусову молитву, а в перерывах между расстановками "Живый в помощи..." и "Да воскреснет Бог...". Меня не оставляло ощущение того, что происходит что-то страшное, особенно, когда тренер говорила о том, что "Ваша убиенная прабабушка здесь". Апогеем стала инструкция ведущей "сотворить земной поклон предкам...". Кому бы я на самом деле кланялась??? Благо мой отказ был принят как проблема девушки, которую я замещала. В силу своей интеллектуальной темноты не знаю, кто этот Берт Хеллингер, но меня никто не сможет переубедить, какие бы ни приводил доводы, что его метод вообще можно использовать в работе с людьми. Я бы лучше отреклась вовсе от психологии, чем занималась этой бесовщиной.
Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» — важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.
Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс.
Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».
Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.