Теория лжи

1. Когда у кого-либо что-то выспрашивают, люди, затаившие камень за пазухой, обычно отделываются весьма краткими и лаконичными объяснениями. Чтобы распознать ложь, нужно постараться разговорить.

 

2. Следует помнить, что, хотя злоумышленники неразговорчивы, они часто спонтанно пытаются оправдать свое практическое молчание даже тогда, когда их к этому не побуждают.

 

3. Возьмите на заметку и то, что обманщики и те, кому есть, что скрывать, как правило, повторяют вопрос всякий раз перед тем, как дать на него ответ. Это, возможно, им необходимо для выигрыша времени при обдумывании обмана.

 

4. Те, кто скрывает свои истинные цели и намерения, часто внимательно следят за реакцией спрашивающего. Оно и понятно — интересно же, какую реакцию вызывает лживая история?

 

5. Профессиональные лгуны по мере выработки своей версии и для изучения реакции следователя замедляют поначалу речь, но затем выстреливают слова, когда «басня» придумана. Ведь они знают, что «мычание» вызывает подозрения. У нормальных, правдивых людей этого не происходит — им не нужно заботиться о том, как они говорят — быстро или медленно.

 

6. Лгуны, в отличие от тех, что не лгут, чаще используют в речи отрывочные фразы: они начинают отвечать, затем вдруг обрывают фразу, возвращаясь к началу, и, как правило, на заканчивают ее.

 

7. Когда звучит неприятный вопрос, граждане, кому есть, что скрывать, скорее всего, сжимают губы, начинают гладить волосы и вообще склонны производить подобные действия по «уходу за телом». Если человек врет, он, скорее, жестикулирует руками в направлении себя. Если нет-то жесты идут от него, вовне.

 

8. Люди, которым нечего скрывать, когда их просят уточнить детали, часто отрицают, что лгут и предъявляют больше объяснений. Лгуны обычно стоят на своем, не предлагая дополнительных разъяснений.

 

9. Услышав трудный вопрос, правдивые люди обычно отворачиваются, дабы сконцентрироваться на его осмыслении. Лгуны, как правило, отворачиваются лишь на мгновение, либо вообще стараются не двигаться, если, конечно, вопрос не требует максимальной концентрации.

 

10. Для того, чтобы проверить подлинность рассказанного, необходимо рассказчиков заставить повторить всю историю, начиная с конца и не упуская нюансов, с повторением мельчайших подробностей. Такой запрос подрывает позиции лгуна: даже профессионально подготовленный обманщик испытывает тяжелейшую нагрузку на работу мозга, поскольку ему приходится четко следовать предъявленной ранее версии с одновременным мониторингом реакции слушателя.

 

Как определить что тебе врут?

Есть много признаков, по которым можно определить, что вам говорят неправду. При этом у неопытного вруна вы скорее всего можете обнаружить целый "букет" из них, тогда как опытный проколется только на одном-двух. Это знание может быть полезно, как в вашей личной, так и профессиональной жизни.

 

1. Выражение эмоций и реакций замедлено, по сравнению с тем, как обычно ведет себя человек. Оно начинается с задержкой, проходит более буйно, и очень резко заканчивается.

 

2. Проходит некоторое время между словами и выражением эмоций. Например, вам говорят, что ваша работа сделана блестяще и только потом, после осознания того, что сказали, улыбаются. Когда у говорящего правду человека эмоциональная реакция будет проходить одновременно со словами.

 

3. То, что человек говорит, совершенно не согласуется с выражением на его лице. Например, когда вам говорят фразу "Я люблю тебя", у человека становится таким, как будто он съел дольку лимона.

 

4. При выражений эмоций участвует не все лицо, а только часть. К примеру, человек улыбается только ртом, не задействуя при этом мышцы щек, глаз и носа. Глаза в данном случае действительно становятся зеркалом души, потому что научиться специально управлять их выражением очень сложно, для некоторых невозможно.

 

5. Когда человек говорит вам ложь, он с виду пытается занять как можно меньше места, прижимая к себе руки и одну к другой - ноги.

 

6. Человек будет избегать встречи ваших глаз.

 

7. Человек трогает или чешет свой нос, уши. В редких случаях дотрагиваться открытой ладонью к области сердца на груди.

 

8. Человек будет "защищаться", вместо того, чтобы идти "в атаку" в разговоре.

 

9. Врущий человек может пытаться отвернуть свое тело или голову от вас.

 

10. Он может несознательно поставить какие-то объекты между вами, создавая некого рода "защитный барьер".

 

11. Врун может использовать ваши слова, чтобы сделать ответ очень похожим на вопрос. "Это ты разбил дальнее окно на втором этаже?" "Нет, это не я разбил дальнее окно на втором этаже"

 

12. Вам не дают четкого ответа на вопрос, вместо этого говорят "плавающий" ответ, который может быть понять по-разному.

 

13. Ваш собеседник может говорить больше чем нужно, добавляя излишние детали. Ему не комфортно, когда наступает пауза в разговоре.

 

14. Когда человек врет, он может опускать местоимения и говорить монотонным голосом.

 

15. Человек может говорить мягко, но при этом грамматически неправильно. Предложения будут запутаны.

 

16. Если вы верите в то, что вам лгут - попробуйте поменять предмет разговора. Если человек действительно вам врет - он охотно сменит тему, и будет выглядеть более расслабленным.

 

17. Человек использует юмор и сарказм, чтобы обойти тему.

По этим признакам довольно легко определить, если кто-то вам лжет. Но конечно не стоит забывать, что лучше всего они работают с людьми, которых вы давно знаете.

 

Как нас ежедневно обманывают

Не дай себя обмануть! В ходе социальной эволюции сформировало определенные правила и модели поведения. Они облегчают выбор действия при дефиците информации или при ее избытке. В нынешнем быстро меняющемся мире они приобретают особенную важность, поскольку сильно экономят жизнь. Однако довольно часто профессионалы пользуются этим, чтобы заставить нас действовать в ущерб себе.

 

1. Правило взаимного обмена

Пояснение: манипулятор предлагает вам «подарок», после чего предлагает нечто купить, или совершить определенное действие. Автоматическая реакция заставляет вас согласиться на его предложение, даже если размер ваших затрат явно неадекватен его подарку.

Пример: кришнаиты на улице не попросят прямо пожертвований – они сначала дарят вам цветок или книгу(абсолютно ненужную вам), а затем скажут, что в ответ вы можете отблагодарить их, сделав пожертвование.

 

2. Соглашение на уступку

Способ манипуляции: манипулятор выдвигает явно завышенное требование, а затем «соглашается на уступку», при этом его цель – как раз второе требование. Вы чувствуете необходимость согласиться(исходя из правила взаимного обмена), ведь вам сделали услугу и уступили.

Пример: в дорогих бутиках сначала ставят завышенные цены, а потом объявляют о скидках.

 

3. Обязательство и последовательность

Пояснение: вас побуждают совершить поступок, логическим продолжением которого будет последующий поступок, желательный для манипулятора.

Пример: заполнение анкеты «я бы купил такой-то товар по такой-то стоимости», тест-драйв авто предполагает его последующую покупку, выдача перед выборами значков «Я голосую за Иванова» и т.д.

 

4. Принцип социального доказательства

Пояснение: Согласно этому принципу, правильным мы считаем поведение, которое часто демонстрируют другие люди в подобной ситуации.

Пример: фразы в рекламе: «миллионы людей уже попробовали товар Х», «сотни отзывов на нашем сайте» и т.д.

 

5. Благорасположение

Пояснение: мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем или кто нам нравится.

Пример: продавец какой-то ненужной фигни говорит: «Ваш друг Иванов посоветовал мне обратиться к Вам». В рекламе специально используют только красивых и знаменитых.

 

6. Повиновение авторитетам

Пояснение: в человеке в процессе воспитания закладывается привычка к послушанию авторитетам, причем эта привычка является очень стойкой, и совершенно бессознательной.

Пример: доктор Хаус, рекламирующих лекарство или что-то связанное с медициной. Хотя актер вовсе не разбирается в медицине, многие будут тупо следовать его авторитетному совету.

 

7. Принцип дефицита

Пояснение: нечто, что является редким или малодоступным, имеет в наших глазах ценность, тем большую, чем более это дефицитно. Люди также более склонны избегать утраты уже имеющегося, чем приобретать новое.

Пример: "кто оплатит тренинг до 12 часов получит скидку 25%", количество новых iphone 5 ограничено – можно поднять цену в два-три раза.

 

Хит-парад вранья

Каждый человек врет около четырех раз в день. Если он проживет 60 лет, то успеет соврать в среднем 88 тысяч раз, свидетельствует недавнее исследование, проведенное британской компанией Beverage Brands. Как многие и предполагали, мужчины лгут больше женщин. В среднем представители сильной половины человечества говорят неправду пять раз в день, тогда как дамы – всего три. По результатам опроса 2,5 тысячи мужчин и женщин, чаще всего мы говорим неправду родственникам, возлюбленным и коллегам по работе. Главной ложью стал ответ «Ничего не случилось, я в порядке». Самым удобным предлогом для вранья становится работа и ситуация на дорогах. И мужчины, и женщины лгут о том, как они рады получить в подарок совершенно ненужную вещь и каким вкусным был приготовленный для них обед. К удивлению исследователей, оказалось, что всего 30% британских мужчин лгали своим возлюбленным о том, что не флиртовали с другими женщинами.

 

Полный хит-парад популярного вранья выглядит так:

1. Ничего не случилось. Я в порядке.

2. Рад тебя видеть.

3. У меня нет с собой денег.

4. Я тебе позвоню.

5. Извини, не слышал, как ты звонила.

6. Нам обязательно нужно встретиться еще раз.

7. Я в дороге.

8. Нет, твоя попа не выглядит толстой в этом платье.

9. Я стою в пробке.

10. Какое сообщение?

11. У меня телефон не видел сеть.

12. Конечно, я люблю тебя.

13. У нас упал сервер.

14. У меня не сработал будильник.

15. Счет в почтовом ящике.

16. У меня села батарейка.

17. Поезд отменили.

18. Перезвоню тебе через минуту.

19. Очень вкусно!

20. Сегодня вечером я иду в спортзал.

21. Мы просто друзья.

22. У меня часы остановились.

23. У меня звонок на другой линии.

24. Я весь день торчал на собраниях.

25. Это то, что я всегда хотел!

26. Я неправильно записал твой номер.

27. Рыба была вот такущая!

28. Сегодня допоздна работаю.

29. Я купил последнюю.

30. Машина не завелась.