• Breadcrumbs


    Фото из галереи


    pic255.jpg

    Искать на сайте



    Опрос на сайте


    Посещаю сайт с целью:


    Наши посетители


    mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
    mod_vvisit_counterToday864
    mod_vvisit_counterYesterday1183
    mod_vvisit_counterThis week4392
    mod_vvisit_counterLast week135
    mod_vvisit_counterThis month4527
    mod_vvisit_counterLast month0
    mod_vvisit_counterAll days4527

    Online Now: 31
    Your IP: 54.158.173.184
    ,
    Today: Декабрь 07, 2016


    Систематика растений

     

    «И насадил Господь Бог Рай в Эдеме на востоке. И поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Дерево Жизни посреди Рая, и Дерево познания Добра и зла». Книга Бытия.

     

    Где для человека Рай? Библия говорит, что Рай это такое место, где произрастают растения. Наука, изучающая мир растений, именуется ботаникой. В процессе практической деятельности людей появились первые знания о ботанике и со временем постепенно накапливались. Сбор корней, луковиц, клубней, семян можно считать начальным этапом в изучении человеком мира растений. Различать растения, ориентируясь, где съедобные, а где - нет, ядовитые или лекарственные, определять места их произрастания, сроки сбора, приготовления и особенности хранения, корни, а также то, как питается растение, какая почва должна быть, чтобы растение получало все необходимы питательные вещества для здорового полноценного роста - все это было человеку просто необходимо в повседневной жизни. Время появления ботаники как отрасли науки относят к 200-300 гг. до нашей эры. Именно тогда началась систематизация информации о различных растениях, их строении, а также их особенностях, зонах распространения, применении в пищу и в хозяйстве.

     

    Ботаника в современном мире является наукой, включающей множество отраслей. Основная направленность ее состоит в том, чтобы исследовать каждое растение, в отдельности, а также их сообщества, образующие в свою очередь леса, степи, луга. Огромный объем материалов изучается ботаническими науками – состав отдельных частей растений, особенности их роста, взаимоотношения их с окружающим миром; порядок распределения по природным зонам, особенности эволюции представителей царства растений, предпосылки для появления огромного количества уникальных растений, классификации их по различным признакам, возможности рационального применения особенно ценных в хозяйстве растений и проведение исследований для культивирования ранее не известных кормовых, овощных, плодовых и лекарственных растений. Актуальной является проблема охраны ресурсов природы и, в том числе, растений (особенно редких и вымирающих видов).

     

    Цветковые растения - это корень, стебель, лист, цветок и плод, а точнее это деревья, кустарники и травы. Именно благодаря корню, стеблю и листьям растение питается. Вот почему корень, стебель и лист называют органами питания. При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения. К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями. Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетние, двулетние и многолетние.

     

    Строение растений. Каждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком, и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки - протоплазму. Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей. Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.

     

    Семена. Семя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой, на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).

     

    Питание растений. Естественно в первое время своего существования проросток может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени. Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно из почвы. Именно почва с помощью корней растения, даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.

     

    Корень растения. Корень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного, корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.

     

    Листья растений. Лист состоит из двух частей – это листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

     

    Стебель растения – очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ, и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину благодаря делению и росту клеток камбия. Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.

     

    Размножение растений. Благодаря питанию, дыханию и росту растения существуют, но чтобы продолжать свой род, растение должно размножаться. Размножаться растения могут различными способами – вегетативными, семенными. Переоценить хозяйственное значение размножения растений практически невозможно. Но благодаря различным способам размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, а также засеивать поля, заниматься высадкой лесов.

     

    Жизнедеятельность растений. Рассмотрев строение растений, можно выделить главные признаки: питание растений осуществляется из воздуха и из почвы; дыхание растений - как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом; роль клеток в жизни растения – любое растение формируется из клеток, которые в свою очередь состоят из ядра и протоплазмы; рост и движение растений - растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды; развитие растений - ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования; размножение растений – любые живые организмы могут размножаться, и растения тому не исключение.

     

    Водоросли – это группа самых низших, автотрофных, как правило, водных, растений, содержащих хлорофилл и другие пигменты, которые вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Цветков и семян не имеют, споры лишены твёрдой оболочки. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны. Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью. Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб.

     

    Грибы - царство живой природы, объединяющее в себе эукариотические организмы (сочетают в себе признаки, растений и животных). Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, так как раньше грибы относили к царству растений. Строение грибов очень простое. Они не имеют цветков, листьев стеблей и корней. Все тело гриба представлено сплетением прозрачных нитей, формирующих грибницу. Грибы могут обитать в темных местах в связи с отсутствием у них хлорофилла, в результате чего грибам необходима для жизни влага. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

     

    Многие растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например мхи, имеют стебель и листья, но не имеют корней. Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями. Но также многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат бактерии, водоросли, грибы, лишайники. Эти растения, у которых тело не расчленено на стебель и листья, носят название низших растений. Некоторые низшие растения имеют очень простое строение: они представляют собой одну клетку. К таким принадлежат бактерии, одноклеточные водоросли и низшие грибы.

     

    Большинство растений имеет зелёный цвет благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают, органические вещества из неорганических. Однако некоторые растения не имеют хлорофилла. Их пищей являются готовые органические вещества. К этим растениям принадлежат бактерии и грибы. Многие растения размножаются спорами. Таковы все низшие растения, а из высших - мхи и папоротникообразные. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. Из всех растений покрытосеменные имеют наиболее высокую организацию. Они получили широкое распространение в природе. Покрытосеменные являются господствующей на земле группой растений. Наиболее важное значение имеют самые высшие - покрытосеменные растения и самые низшие - бактерии.

     

    Если спросить любого человека, как растут корни у растения - вверх или вниз, он наверняка обидится. Ну, конечно, вниз, а стебли вверх. Это каждому дошкольнику известно. А если задать вопрос "почему?", то может возникнуть заминка. Почему листья дерева распускаются весной сразу в один день? Почему осенью из зеленых превращаются в красные, оранжевые или желтые? Почему одни растения зацветают ранней весной и осенью, а другие - в начале лета? Что происходит с деревьями зимой? И таких "почему" очень много. Все это - тайны мира растений, которые продолжают интересовать и волновать человека и которые он постепенно раскрывает, опираясь на все более совершенные знания и опыт.

     

    Первым, кто сумел обобщить разрозненные сведения о растениях, был Аристотель. К сожалению, эти труды великого древнегреческого философа не дошли до наших дней. Но сочинения его талантливого ученика Теофраста - "Исследования о растениях" и "О причинах растений" - хорошо известны современным ученым. Теофраст объединил и систематизировал сведения о растениях в единую науку, названную ботаникой (от греческого слова, означающего "растение, трава"). Он впервые описал жизнь растений, их рост, движение листьев, стеблей и цветов. Древние греки, как, впрочем, и другие народы, наделяли растение человеческими чертами. И не случайно. Ведь оно дышит, питается, растет, размножается, чутко реагирует на меняющиеся условия окружающей среды. Точные сведения о жизнедеятельности зеленого мира, в частности сельскохозяйственных растений, помогают учиться управлять происходящими в нем процессами, подчинять их разумной воле человека. Изучением этих процессов занимается наука - физиология растений.

     

    Одной из нерешенных загадок остается, например, фотосинтез - глобальный процесс, заключающийся в том, что растения из простейших неорганических веществ с удивительной продуктивностью вырабатывают органические вещества и кислород. Открытое два века назад это уникальное явление природы в целом остается по-прежнему тайной. А ведь если мы сможем осуществить фотосинтез в искусственных условиях, то полностью обеспечим себя пищей, энергией, решим, наконец, проблему охраны окружающей среды от загрязнения. Коэффициент использования энергии солнца у искусственных систем окажется гораздо выше, чем у растений. Такие системы, возможно, смогли бы стать постоянным источником питания, но это пока мечты. Другая загадка, волнующая не только физиологов, но и генетиков и селекционеров, - это рост растений. Известно, что для этого процесса растению нужны ростовые вещества, или фитогормоны. Гормоны растений, как и животных, очень активные соединения. Даже ничтожное количество оказывает значительное влияние на обмен веществ и рост клеток. Одни из них ускоряют этот рост путем растяжения, другие его замедляют, третьи способствуют более интенсивному и делению клеток. Поэтому в отличие от животных у растений постоянно появляются новые органы - молодые листья и побеги.

     

    Изучение фитогормонов началось в 1880 году с выходом в свет последней книги великого естествоиспытателя, создателя теории эволюции Чарлза Дарвина. Она называлась "Способность к движению у растений". Ученого много лет интересовали разнообразные движения стебля, корня и листьев высших растений. В многочисленных опытах ему часто помогал сын Френсис Дарвин, талантливый физиолог и неизменный помощник отца в последние годы его жизни. Объектом опытов были маленькие проростки злака канареечной травы и их реакция на одностороннее действие света. Чтобы выяснить, какая часть растения реагирует на свет, Дарвин разделил проростки на три группы. В первой группе он покрыл верхушки проростков колпачка из листового олова, во второй - засыпал нижнюю часть проростков влажным песком, а третью группу растений оставил непокрытой - для контроля. Затем расположил все проростки возле окна так, чтобы свет падал только с одной стороны.

     

    На следующий день полностью непокрытые проростки и проростки с непокрытыми верхушками сильно изогнулись по направлению к свету. А растения с покрытыми верхушками продолжали расти прямо. Выяснилось также, что после удаления 3-4 миллиметров верхушки проростки не реагируют на свет. В этой связи Ч. Дарвин писал: "Результаты заставляют, по-видимому, предполагать наличие в верхней части какого-то вещества, на которое действует свет и которое передает его действие в нижнюю часть". Опыты Дарвина поучительны для нас во многих отношениях. Они пример того, как самыми простыми средствами можно решать иногда сложнейшие научные проблемы. Лишь бы были стремление к знанию, смелость мысли, отсутствие предвзятости, настойчивость и способность всецело отдаваться работе. Именно такие качества ученый сохранил до глубокой старости.

     

    Сегодня учение о фитогормонах - одно из ведущих в познании закономерностей роста растений. На основе фитогормонов с помощью химии созданы синтетические регуляторы роста и развития - гербициды, ретарданты, дефолианты и другие химические препараты, нашедшие применение в сельском хозяйстве. Бурное развитие молекулярной биологии и ее достижения уже с середины ХХ века оказали решающее влияние на физиологию растений. Появились новые методы в изучении гормональной регуляции многих жизненных процессов. Внимание исследователей привлекает взаимодействие фитогормонов с нуклеиновыми кислотами, в которых заключена наследственная программа развития организма, но особенно - их влияние на мембраны клетки. Изучение растений с позиций молекулярной биологии позволит раскрыть механизм защитных систем растения против неблагоприятных условий окружающей среды, в котором большую роль играют фитогормоны.

     

    Все растения, населяющие Землю, чрезвычайно разнообразны. Деревья, кустарники, травы (растения, образующие цветки и плоды), споровые растения (не образующие цветков, как папоротники, хвощи, водоросли, грибы) - все эти группы растений представлены большим числом форм, отличных друг от друга. Перед исследователями растительного мира в первую очередь вставала задача - разобраться в хаосе многообразия форм, создать классификацию, которая дала бы возможность выделить среди них группы растений, легко обозримые и доступные для различения. В настоящее время основной задачей систематики растений продолжает оставаться классификация огромного многообразия растительных организмов. При этом на современном этапе развития науки перед систематикой ставится задача построения такой системы классификации, которая отражала бы родственные, то есть эволюционные взаимоотношения между организмами.

     

    Систематика растений возникла из непосредственных потребностей практической жизни человека. Еще в древности человек, знакомясь с растениями, собирая плоды, семена, клубни, луковицы и т. д., отмечал полезные растения, избегая вредные и ядовитые. Уже тогда у человека возникла необходимость отличать растения друг от друга и давать им названия. Первая попытка создания классификаций растений, которая сохранилась до нашего времени, относится ко времени расцвета древнегреческой культуры и принадлежит другу и ученику Аристотеля Теофрасту (372-287 до н. э.). Обладая разнообразными познаниями в строении вегетативных и генеративных органов растений и описав более 500 растений, Теофраст в своей «Естественной истории» приводит классификацию средиземноморской флоры, в которой выделяет группы деревьев, кустарников, полукустарников, трав. В каждой группе он различал листопадные и вечнозеленые растения, культурные и дикорастущие, цветущие и не образующие цветков, пищевые, лекарственные, медоносные растения. Классификация Теофраста была искусственной, группы выделялись на экологической основе и отражали практическое использование растений, не отражая естественного сходства между ними.

     

    В период римского владычества продолжается накопление новых сведений о растениях, приводятся описания новых растений. Так, в сочинениях Плиния Старшего (Древний Рим, 79 до н. э.) описано уже 1000 растений, и особое внимание уделяется среди них лекарственным и плодовым. Греческий врач Диоскорид, живший в Риме, в 64 г. н. э. В своем сочинении «О лекарственных средствах» описал более 500 видов растений. В течение первых веков нашей эры и в период средневековья значительно увеличилось количество известных растений. К концу средневековья появляются «Травники» - печатные сочинения с изображением европейских растений и описанием их облика, свойств на латинском языке, который был в средние века обязательным языком в науке. При отсутствии системы названий описания растений занимали несколько страниц, разобраться в особенностях описываемых растений было почти невозможно. В «Травниках» растения располагались без всякой системы.

     

    В эпоху Возрождения, в конце XV в. и особенно в XVI в, с развитием мореходства и международной торговли, с открытием новых стран, происходит быстрый рост наук, в том числе и ботаники. С разных концов мира привозят новые разные растения, которые культивируют в создаваемых ботанических садах. Первый ботанический сад был создан в Салерно (Италия) Матвеем Сильватиком еще в 1309 г., но только в XVI в. появились сады современного направления, с зачатками всестороннего изучения местных и иноземных растений, в том числе и с целью их классификации. Первые такие сады возникли в Италии - в Падуе (1525) и в Пизе (1544).

     

    В России первые сады («аптекарские огороды») были созданы в XVII в. и в начале XVIII в. Из них сохранился созданный в Москве в 1706 г. по указу Петра I аптекарский огород, преобразованный в 1805 г в Ботанический сад МГУ. В 1714 г. в Петербурге был создан аптекарский огород, который в 1823 г переименован в Ботанический сад.

     

    В начале XVI в. итальянский ботаник Лука Гини изобрел метод сохранения растений за счет их высушивания между листами бумаги, это положило начало гербаризации растений. Таким образом, это открытие помогло росту ботанических исследований, а в систематике растений позволило сопоставлять многие растения, собранные в разных странах, в разное время, делало их легкообозримыми. Вскоре такие сухие сады (Hortus siccus) стали сосредоточиваться как особенные учреждения обычно при Ботанических садах и университетах. Стал возможен обмен образцами растений для ученых различных стран. Накопленный к XVI и XVIII вв. реальный материал по растениям из многих стран и континентов требовал обобщения, создания классификации на новой научной основе.

     

    Первой искусственной системой растительного мира стала система итальянского ботаника А. Чезальпино (1519-1603), опубликовавшего ее в сочинении «16 книг о растениях», изданном во Флоренции в 1583 г. Чезальпино привлекает к построению системы много разнообразных признаков в строении плодов и семян и полагает, что признаки вегетативных органов не могут быть положены в основу классификации, так как они очень непостоянны (изменчивы). Чезальпино было известно свыше 1000 растений, из них 840 видов цветковых. Он разделил растительный мир на 2 отдела (1. Деревья и кустарники и 2. Полукустарники и травы), объединяющие 15 классов. Из них 14 классов включают цветковые, а 15-й класс - растения, не обнаруживающие цветков и семян, т. е. споровые растения - мхи, папоротники, водоросли, грибы и кораллы (относящиеся к животному миру).

     

    Система Чезальпино впервые отошла от хозяйственного, практического взгляда в классификации растений и основывалась на вполне объективных признаках, которые свойственны самим растениям. Однако, несмотря на искусственность, система Чезальпино смогла выявить и ряд естественных подразделений, которые отражали родство между ними. Так, 10-й класс объединял губоцветные и бурачниковые, 9-й класс представлял современное семейство сложноцветных и т. д. Система Чезальпино нашла отклик в разных странах. Во времена Чезальпино еще не было сформировано понятие о виде. Раньше появилось понятие о роде. Родовые признаки более отчетливы и заметны, они основываются на строении цветков, плодов и семян, хорошо известны в народной практике.

     

    В XVII в. было обращено внимание на необходимость составления кратких и более четких описаний и названий растений. Особенно важная заслуга в этом отношении принадлежит Каспару Баугину (1560-1624), описавшему около 6000 видов растений и давшему описания их в пределах 15-20 слов. Название каждого растения по Баугину состояло из двух частей. Обе части названий имели одно или большее число слов. Таким образом Баугин разграничивал понятия рода и вида и одним из первых начал применять бинарную номенклатуру, окончательно введенную Линнеем. Однако понятия о роде и виде Баугином до конца определено не было.

     

    Английский естествоиспытатель Джон Рей (1628-1705) дал определение вида. По его представлениям, вид составляет потомство, происшедшее из семян одной или нескольких особей растения. Виды достаточно постоянны, но не неизменны. Изредка могут появляться растения, отличающиеся от материнского вида. В созданной, также искусственной, системе д. Рей особое внимание уделял строению венчика в цветке. Его система была разработана более детально, чем система Чезальпино. Так, Д. Рей впервые разделил цветковые растения на двудольные и однодольные, основываясь на числе семядолей.

     

    Ж. П. Турнефор (1656-1708) - французский ботаник, наиболее четко сформулировал понятие о роде, а также пытался применять в названиях растений бинарную номенклатуру. В созданной им системе значение придавалось строению венчика и растения делились на два отдела - травы и деревья (с кустарниками) и далее на классы, секции, роды, виды.

     

    Завершающей период искусственных систем была система, созданная выдающимся шведским естествоиспытателем и натуралистом Карлом Линнеем (1707-1778). В 1735 г. Линней опубликовал свое известное произведение «Система природы». Он отбросил прежнее деление растений на деревья и травы и строил свою систему, основываясь на строении половых органов - тычинок и пестиков.

     

    Весь растительный мир Линней разделил на 24 класса; в 23 он включил семенные растения, которые он называл явнобрачными, а в 24-й класс объединил споровые растения, как высшие, так и низшие, назвав их тайнобрачными, так как во времена Линнея процесс оплодотворения у них был неизвестен. В первых 13 классах Линней выделяет растения по числу тычинок в цветке: 1-й класс однотычиночные, 2-й класс - двутычиночные, и так до 13-го класса - многотычиночные; 14-й и 15-й классы - по признаку неодинаковой длины тычинок в цветке: в 14-й класс вошли двусильные (губоцветные и др.), в 15-й четырехсильные (крестоцветные); в 16, 17, 18-й классы выделены растения по признаку срастания тычинок (однобратственные, двубратственные, многобратственные); 19-й класс содержит растения со свободными нитями тычинок, но со сросшимися пыльниками (сложноцветные); в 20-й класс были отнесены растения с тычинками, сросшимися с пестиком (орхидеи и др.); 21-й и 22-й классы содержат растения с однополыми цветками (однодомные и двудомные); к 23-му классу отнесены так называемые многобрачные растения, у которых на одной особи могут находиться как раздельнополые (мужские и женские), так и обоеполые цветки, например у ясеня.

     

    Система Линнея чрезвычайно упростила изучение ботаники и определение растений. Этому способствовали краткие и четкие описания, построенные по единому плану, последовательная единая терминология. По словам самого Линнея, он «обозначил точными терминами в первую очередь листья растений, благодаря чему все описания растения получили новый вид и освещение». Всего Линнеем было определено около 1000 ботанических терминов, которыми пользуются и в настоящее время. Лично Линней открыл и описал 1500 новых видов растений. Им также было установлено четкое соподчинение между систематическими категориями: царство, класс, порядок, род, вид, разновидность.

     

    Величайшей заслугой Линнея является введение в обиход бинарной (двусловной) номенклатуры, согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями - родовым и видовым. В 1753 г. вышло в свет сочинение «Виды растений» («Species рlаntаrum»), где Линнеем приводилось описание 10 000 видов и всем были даны двусловные названия. Прежние многословные названия сохранили при этом значение кратких описаний (диагнозов) соответствующих видов. Реформа номенклатуры растений, произведенная Линнеем, оказалась очень удобной. Двусловные названия растений вошли во всеобщее употребление, ими пользуются и до настоящего времени. Например, встречается несколько видов смородины: смородина черная, смородина красная и др. Все они относятся к роду смородина и отличаются друг от друга признаками, отраженными в имени прилагательном. По-латыни род смородина называется Ribes L. Виды смородины: смородина черная - Ribes nigгum L.; смородина красная - Ribes rubrum L. Так как описание этих растений и названия им даны Линнеем, то после названия ставится буква L. - сокращенная фамилия Линнея.

     

    При всех ее достоинствах, система Линнея была искусственной. Например, такая естественная группа растений, как злаки, Линнеем размещалась по разным классам. С другой стороны, к 3-му классу, куда относилось большинство злаков, были включены далеко стоящие от злаков растения, например, ивы (род Salix L.), многие виды которых имеют 3 тычинки. Линней сам сознавал недостаточность своей искусственной системы и к концу жизни создал естественную систему, содержащую 67 порядков, большинство которых совпадает с ныне принятыми семействами. Однако современники не оценили этой попытки Линнея, тогда как его искусственная система получила широкое распространение. Создание естественных систем принадлежит ботаникам следующих поколений.

     

    Период естественных систем начинается выходом в свет в 1789 г. труда французского ботаника Антуана Лорана Жюссье (1748-1836) «Роды растений». Естественная система А. Жюссье представляла собой завершение и дальнейшее развитие трудов его дяди Бернарда Жюссье, директора Трианонского ботанического сада в Версале, расположившего на грядках растения по новой системе. Эта система была изложена им в каталоге, опубликованном после его смерти А. Жюссье в 1774 году. В своей естественной системе А. Жюссье описал и распределил известные ему 20 000 видов растений в 100 порядков (соответствующих современным семействам), выделенных по совокупности признаков (цветок, плод, семя).

     

    Семейства объединены им в 15 классов. К 1-му классу относились «бессемянодольные» (грибы, водоросли и др.), однодольные составляли следующие 3 класса, а начиная с 5-го класса следовали двудольные. Многие классы его системы были искусственными, тогда как семейства оказались в большинстве своем естественными и многие сохранились почти целиком до настоящего времени. Система А. Жюссье явилась важным этапом в развитии научной систематики, так как она отражала родственные отношения между Выделенными систематическими единицами. Вместе с тем А. Жюссье не только не дал ответа на вопрос о причинах этого родства, но даже не ставил этого вопроса. И это понятно, так как единство растительного мира является отражением общности происхождения растений, их родства, а в эту эпоху еще прочно держалось представление о неизменности и постоянстве видов.

     

    Среди других естественных классификаций XIX в. наиболее известна система швейцарского ботаника О. П. Декандолля (1778-1841) «Опыт естественной системы» (1-2 тт., 1817-1821). Растительный мир Декандолль делил на сосудистые и бессосудистые растения. Первые разделял, в свою очередь, на двудольные и однодольные. Декандолль полагал, что, чем больше численность членов цветка, тем цветок совершеннее. Исходя из этого, он считал цветки лютиковых, магнолиевых наиболее совершенными. Вместе с тем исследования Декандолля имели выдающееся значение, так как им, по существу, были заложены основы сравнительной морфологии растений. Он вплотную подошел к эволюционной идее, оставаясь тем не менее на позициях неизменяемости видов.

     

    К середине XIX в. накопилось много сведений о строении споровых бессосудистых растений, относимых к тайнобрачным, которым во всех искусственных системах противопоставлялись явнобрачные, или цветковые, растения. Появились работы, доказывающие, что нет непроходимой пропасти между этими двумя отделами растительного мира. Среди них огромное значение имели работы В. Гофмейстера (1824-1877), благодаря которым было показано, что у мохообразных, папоротникообразных и голосеменных имеется единый план развития с прав ильной сменой гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение). Таким образом было установлено родство между тайнобрачными и явнобрачными растениями. Вместе с тем определилось положение голосеменных между папоротниками и цветковыми растениями, в то время как прежде голосеменные помещали среди цветковых двудольных растений.

     

    Ученые все решительнее высказываются об изменяемости видов. Ламарк (1744-1829) считал, что виды изменяются при изменении условий существования, что эти изменения происходят «по законам природы, а не вследствие чудесного вмешательства». Однако только с появлением в свет эволюционного учения Ч. Дарвина (1809-1882) об эволюции и историческом развитии организмов, изложенного в его капитальном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), был произведен коренной переворот во всех областях естествознания. Стало возможным создание филогенетических систем, не только содержащих классификацию и выделение естественных единиц, но и отражающих их родство, определяющееся происхождением от единого предка, и иллюстрирующих ход эволюционного, исторического развития растений от простых к сложным.

     

    Из филогенетических систем наибольшей известностью пользуется система крупнейшего немецкого систематика А. Энглера (1844-1930), обоснованная в его труде «Syllabus der Pflanzenfamilien», опубликованная впервые в 1887 г. и выдержавшая 12 изданий. Несмотря на то, что многие положения системы А. Энглера не отвечают современному состоянию филогении, ею продолжают широко пользоваться, так как это единственная система, охватывающая весь растительный мир и разработанная детально до родов растений, а по многим родам до видов. По системе Энглера располагаются растения в гербариях всего мира, в том числе и в гербарии Ботанического института Академии наук СССР в Ленинграде. В коллективном 30-томном труде «Флора СССР», изданном Ботаническим институтом им В. Л. Комарова Академии наук СССР, группы растений также расположены по системе Энглера.

     

    Из других систем, получивших широкое распространение в конце XIX и первой половине ХХ в., заслуживает упоминания система австрийского систематика Р. Веттштейна (1863-1931). Последнее издание его системы в книге «Руководство по систематике растений» опубликовано в 1935 г. Система растений всегда отражала и отражает общее состояние науки данного периода времени. Если первоначально системы строились на применении в основном морфологического материала, то со временем в связи с успехами в различных отраслях ботаники (анатомии, генетике, цитологии и эмбриологии, географии и палеоботаники, а в последнее время - физиологии и биохимии растений) систематики широко используют методы и достижения этих наук для построения более совершенной, отвечающей современным требованиям филогенетической системы растительности мира. До сих пор, однако, нет общепринятой филогенетической системы.

     

    Понятие о виде. Со времени К. Линнея основными систематическими единицами (таксонами) в органическом мире считают род (genus) и вид (species). Однако Линней, признавая виды неизменными и постоянными, не дал своего конкретного определения вида. Д. Рей, впервые давший определение вида, понимал его как совокупность особей, происшедших из семян какого-либо одного растения. Такой точки зрения на вид, по существу статической, держались исследователи до Дарвина. Дарвин понимал вид как явление историческое и динамическое: вид развивается, достигает полного развития, а затем клонится к упадку вследствие изменения жизни и борьбы с другими видами и исчезает; виды возникают из разновидностей (более мелких единиц, ниже вида); разновидности - это «зачинающиеся виды». В процессе развития биологии и отдельных ботанических и зоологических дисциплин после Дарвина понятие о виде совершенствовалось и уточнялось.

     

    Между тем до сих пор в биологической науке не существует ясного определения понятия вида. «К сожалению, вид, как, впрочем, и все другие таксономические категории, с трудом поддается сколько-нибудь точному логическому определению» (А. Л. Тахтаджян). Вместе с тем вид является основной единицей филогенетической классификации и представляет собой важнейшую таксономическую категорию не только для систематики, но и для биологии вообще. Из многочисленных определений, которые давались в последарвинский период, одно из наиболее распространенных принадлежит В. Л. Комарову: «...вид есть совокупность поколений, происходящих от общего предка и под влиянием среды и борьбы за существование обособленных отбором от остального мира живых существ; вместе с тем вид есть этап в процессе эволюции». Кроме того, вид обладает определенным и устойчивым географическим ареалом, территорией, за пределами которой он в природе не встречается.

     

    Таким образом, принадлежность какого-либо растения к тому или иному виду определяется несколькими основными факторами: 1) сходством в существенных признаках; 2) сходством экологических условий; 3) общностью ареала. Виды реально существуют в природе, где они представлены обособленной группой особей, клоном или популяцией, которые легко скрещиваются между собой, но отграничены от других видов барьером – трудной половой совместимостью. Изучение растений в природе показало, что внутри вида могут быть выделены более дробные единицы (таксоны): подвиды, разновидности и формы, или морфы.

     

    Подвиды (subspecies) - это единицы внутри вида, менее резко отличные друг от друга, чем виды, но каждый подвид обладает своим ареалом, иногда лишь частично совпадающим у разных подвидов. Например, щавель обыкновенный (Rumex acetosa L.) чрезвычайно полиморфный вид, распространенный по всей Европе, представлен рядом подвидов, несколько отличающихся по внешнему облику друг от друга и имеющих четкое географическое расчленение.

     

    Разновидности (varietas) еще менее отличаются друг от друга по признакам, но, в отличие от подвидов, не имеют собственного ареала. Признаки подвидов и разновидностей вполне закреплены наследственно и сохраняются в половом потомстве. Форма, морфа (forma, mоrphа) - единицы, имеющие еще более мелкие отличия от вида, которые возникают и легко изменяются под влиянием внешней среды и не ставшие еще наследственно закрепленными.

     

    В растениеводстве широко распространенным является понятие о сорте (cultivar). Сорт - это группа особей в пределах вида, подвида или разновидности культурного растения, которая отличается от других особей того же вида, подвида или разновидности некоторыми мелкими, но наследственно стойкими признаками, имеющими важное хозяйственное значение. В сельском хозяйстве сорта имеют исключительно важное значение. Для яблони (Malus domestica Borkh.), например, известно около 3000 сортов. Близкие виды, имеющие общего предка, объединяются в роды (genus). По принципу общности происхождения роды объединяются в семейства (familia), семейства - в порядки (ordo), порядки - в классы (classis), классы - в отделы, или типы (divisio).

     

    Для некоторых систематических категорий принято выделять в пределах семейства подсемейства (subfamilia), в пределах порядка – подпорядки (subordo), класса - подклассы (subclassis) и т. д. В некоторых группах растений, например у злаков, в пределах подсемейства выделяют еще трибы, или колена (tribus), а в пределах рода - секции (sectio). Систематические категории любого ранга обозначают термином «таксон». В современной систематике растительный мир разделяют на два больших раздела - подцарства: низшие, или слоевцовые, растения (Thallobionta, Thallophyta) и высшие, или листостебельные, растения (Еmbryobionta, или Cormophyta). Высшей таксономической категорией является царство. Это название (Vegetabilia) было дано Линнеем (иногда его называют Plantae). Ниже перечислены ныне принятые классы и порядки:

     

    * Антоцеротовые (Anthocerotopsida)

    * Аскомицеты (Ascomycetes)

        Пецициевые (Pezizales)

        Трюфелевые (Tuberales)

    * Базадиомицеты (Basidiomycetes)

       Афиллофоровые (Aphyllophorales)

       Пластинчатые (Agaricales)

       Экзобадиальные (Exobasidiales)

    * Бангиевые (Bangiophyceae)

    * Беннеттитовые (Bennettitopsida)

    * Вольвоксовые (Volvocophyceae)

        Вольвоксовые (Volvocales)

        Полиблефаридовые (Polyblepharidales)

        Хламидомонадовые (Chlamydomonadales)

    * Гинкговые (Ginkgoopsida)

    * Гнетовые (Gnetopsida)

        Вельвичиевые (Welwitschiidae)

        Гнетовые (Gnetidae)

        Эфедровые (Ephedridae)

    * Гормогониевые (Hormogoniphyceae)

        Мастигокладовые (Mastigocladaceae)

        Ностоковые (Nostocales)

        Осциллаториевые (Oscillatoriales)

        Стигонемовые (Stigonematales)

    * Двудольные (Dicotyledones)

        Аралиевые (Araliales)

        Баланофоровые (Balanophorales)

        Бегониевые (Begoniales)

        Бересклетовые (Celastrales)

        Бобовые (Fabales)

        Вересковые (Ericales)

        Волчниковые (Thymelaeales)

        Ворсянковые (Dipsacales)

        Гераниевые (Geraniales)

        Горечавковые (Gentianales)

        Губоцветные (Lamiales)

        Диллениевые (Dilleniales)

        Ивовые (Salicales)

        Истодовые (Polygalales)

        Калицеровые (Calycerales)

        Калициевые (Caliciales)

        Камнеломковые (Saxifragales)

        Каперсовые (Capparales)

        Кизиловые (Cornales)

        Колокольчиковые (Campanulales)

        Коннаровые (Connarales)

        Крушиновые (Rhamnales)

        Лоазовые (Loasales)

        Лоховые (Elaeagnales)

        Мальвовые (Malvales)

        Маслиновые (Oleales)

        Миртовые (Myrtales)

        Молочайные (Euphorbiales)

        Непентовые (Nepenthales)

        Норичниковые (Scrophulariales)

        Первоцветные (Primulales)

        Пионовые (Paeoniales)

        Подостемовые (Podostemales)

        Протейные (Proteales)

        Розовые (Rosales)

        Рутовые (Rutales)

        Санталовые (Santalales)

        Сапиндовые (Sapindales)

        Синюховые (Polemoniales)

        Сложноцветные (Asterales)

        Тамарисковые (Tamaricales)

        Фиалковые (Violales)

        Чайные (Theales)

        Эбеновые (Евеnales)

    * Диатомеи пеннатные (Pennatophyceae)

        Бесшовные (Araphales)

        Двухшовные (Diraphales)

        Каналошовные (Aulonoraphales)

        Одношовные (Monoraphales)

    * Диатомеи центрические (Centrophyceae)

        Актинодисковые (Actinodiscales)

        Аулакодисковые (Aulacodiscales)

        Биддульфиевые (Buddulphiales)

        Косцинодисковые (Coscinodiscales)

        Солениевые (Soleniales)

    * Зостерофиллопсиды (Zosterophyllopsida)

    * Конъюгаты (Conjugatophyceae)

        Гонатозиговые (Gonatozygales)

        Мезотениевые (Mesotaeniales)

    * Ксантокапсовые (Xanthocapsophyceae)

    * Ксантококковые (Xanthococcophyceae)

    * Ксантомонадовые (Xanthomonadophyceae)

    * Ксантоподовые (Xanthopodophyceae)

    * Ксантосифоновые (Xanthosiphonophyceae)

    * Ксантотриховые (Xanthotrichophyceae)

    * Лишайники базидиальные (Basidiolichenes)

    * Лишайники сумчатые (Ascolichenes)

        Артониевые (Arthoniales)

        Графидовые (Graphidales)

        Калициевые (Caliciales)

        Круглоплодные (Cyclocarpales)

        Пиренокарповые (Pyrenocarpales)

    * Мараттиопсиды (Marattiopsida)

        Мараттиевые (Marattiales)

    * Мхи (Musci)

        Бриевые (Bryales)

        Буксбаумиевые (Buxbaumiales)

        Гипнобриевые (Hypnobryales)

        Гриммиевые (Grimmiales)

        Гукериевые (Hookeriales)

        Дикрановые (Dicranales)

        Изобриеевые (Isobryales)

        Политриховые (Polytrichales)

        Поттиевые (Pottiales)

        Схистостеговые (Sghistostegales)

        Тетрафисовые (Tetraphidales)

        Фиссидентовые (Fissidentales)

        Фунариевые (Funariales)

    * Мхи печёночные (Marchantiopsida)

        Гапломитриевые (Haplomitriales)

        Маршанциевые (Marchantiales)

        Метцгериевые (Metzgeriales)

        Моноклеевые (Monocleales)

        Сферокарповые (Sphaerocarpales)

        Такакиевые (Takakiales)

        Юнгерманиевые (Jungermanniales)

    * Плауновые (Lycopodiopsida)

        Плауновые (Lycopodiales)

    * Полиподиопсиды (Polypodiopsida)

        Марсилеевые (Marsileales)

        Осмундовые (Osmundales)

        Полиподиевые (Polypodiales)

        Сальвиниевые (Salvintales)

        Схизейные (Schizaeales)

        Циатейные (Cyatheales)

    * Полушниковые (Isoetopsida)

        Полушниковые (Isoetales)

        Селагинелловые (Selaginellales)

    * Протококковые (Protococcophyceae)

        Вакуольные (Vacuolales)

        Прототриховые (Prototrichales)

        Хлорококковые (Chlorococcales)

    * Саговниковые (Cycadopsida)

        Саговниковые (Cycadales)

    * Сифоновые (Siphonophyceae)

        Дазикладовые (Dasycladales)

        Сифоновые (Siphonales)

        Сифонокладовые (Siphonocladales)

    * Ужовниковые (Ophioglossopsida)

        Ужовниковые (Ophioglossales)

    * Улотриксовые (Ulothrichophyceae)

        Сфероплеевые (Sphaeropleales)

        Схизогониевые (Schizogoniales)

        Улотриксовые (Ulothrichales)

        Ульвовые (Ulvales)

        Хетофоровые (Chaetophorales)

        Цилиндрокапсовые (Cylindrocapsales)

        Эдогониевые (Oedogoniales)

    * Флоридеевые (Florideophyceae)

        Гелидиевые (Gelidiales)

        Гигартиновые (Gigartinales)

        Криптонемиевые (Cryptonemiales)

        Немалиевые (Nemaliales)

        Родимениевые (Rhodymeniales)

        Церамиевые (Ceramiales)

    * Фэозооспоровые (Phaeozoosporophyceae)

        Десмарестиевые (Desmarestiales)

        Диктиосифоновые (Dictyosiphonales)

        Диктиотовые (Dictyotales)

        Кутлериевые (Cutleriales)

        Ламинариевые (Laminariales)

        Спорохновые (Sporochnales)

        Сфацеляриевые (Sphacelariales)

        Сцитосифоновые (Scytosiphonales)

        Тилоптеридовые (Tilopteridales)

        Хордариевые (Chordariales)

        Эктокарповые (Ectocarpales)

    * Хамесифононовые (Chamaesiphonophyceae)

        Дермокарповые (Dermocarpales)

    * Хвойные (Pinopsida)

        Араукариевые (Araucariales)

        Кипарисовые (Cupressales)

        Подокарповые (Podocarpales)

        Сосновые (Pinales)

        Тиссовые (Taxales)

    * Хвощовые (Equisetopsida)

        Хвощовые (Equisetales)

    * Хризокапсовые (Chrysocapsophyceae)

    * Хризомонадовые (Chrysomonadophyceae)

    * Хризоподовые (Chrysopodophyceae)

    * Хризосферовые (Chrysosphaerophyceae)

    * Хризотриховые (Chrysotrichophyceae)

    * Хроококковые (Chroococcophyceae)

        Хроококковые (Chroococcales)

        Энтофизалиевые (Entophysalidales)

    * Циклоспоровые (Cyclosporophyceae)

        Аскозейровые (Ascoseirales)

        Дурвилеевые (Durvilleales)

        Фукусовые (Fucales)


    .
    Fialka 2007-2017