Учат в школе, учат в школе...

...
Аватара пользователя
Ariel
Обожатель цветов
Сообщений: 186
Зарегистрирован: Чт мар 22, 2012 12:52 am

Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Ariel » Сб окт 27, 2012 10:00 pm

Вчера с племянником (9 класс) учим стихотворение "К чаадаеву" - Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья... Я спрашиваю:
- кто такой Чаадаев и зачем Пушкин написал ему такое?
- Не знаю.
- Ладно. Кто такие декабристы ты знаешь?
- Знаю. Это дети такие, которые младше пионеров были. (Видимо, имеет в виду октябрят).
Пришлось достать энциклопедию для младших школьников. Вот так теперь учат в школе, даже в лицее. Жалко Пушкина...

А ваши дети знают, кто такие декабристы?

archives
Повелитель цветов
Сообщений: 1152
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 6:44 pm
Откуда: архив форума

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение archives » Пт ноя 09, 2012 9:31 pm

Учат в школе, учат в школе...

leksa Пн Ноя 15, 2010 5:27 pm
Сидим с дочей решаем математику. Я ничего решить не могу, я такой математики еще не встречала. Прошли те времена, когда первоклассникам 3+2 задавали

Lud@ Пн Ноя 15, 2010 5:44 pm
Да, Лена, программки сейчас еще те...
Я дочери могла помочь в математике по 9-ый класс (это был конец 90-х), а сыну только по шестой. А в первом классе тоже не сразу понимаешь чего требуется.

ok Сб Дек 04, 2010 7:36 pm
То ли ещё будет
желающим предлагаю попробовать решить, задачки не из самых сложных

Vesta Вс Дек 05, 2010 8:21 pm
Для в средней или низкой степени математически одарённых детей эти задачи и вообще - система обучения - прямой путь к психоневрозам и страшному комплексу неполноценности. Ведь даже с помощью родителей, вряд ли многие смогут ЭТО решить. Мало того, как я вижу и слышу, многие программы нынче грешат очень скудным и поверхностным закреплением пройденного. На слабо доученный материал кладут новый слой знаний, и получается не система обучения, не картина мира у ребёнка, а колосс на глиняных ногах.

Вера Вс Дек 05, 2010 8:49 pm
Если бы вы видели как учать в Германии ...В первом классе не успевают даже азбуку освоить
Но зато когда дети переходят в гимназию (6 класс) вот тогда постепенно начинается увеличение нагрузок. А уж 11-12 классы, там уже по полной програмее загружают. Дети учатся по 6-7 час.

nathkon Вс Дек 05, 2010 9:21 pm
Вера, в наших школах такая нагрузка в старших классах норма. 6-7 уроков плюс довольно большие домашние задания, на которые добросовестный ребенок тратит не менее 3-х часов в день.

leksa Пн Дек 06, 2010 9:04 am
Я тоже испытываю тревогу в связи с этой методикой обучения, но вырывать сейчас ребенка из коллектива и переводить в новую школу неразумно.
Хочу верить, что если я чего-то не понимаю, это не значит, что ребенок весь в меня.
На всякий случай ей сказала и иногда повторяю, чтоб она не сильно усердствовала и вдавалась в переживания, если у нее что-то не получается.
Не знаю, может это совсем не правильно и не педагогично, но я забочусь о ее здоровье, а не о медалях и победах в школьных олимпиадах.
На родительских собраниях Т.В. не наводит паники и говорит, что все нормально, класс в целом неплохой, особоотстающих нет, а методика предусматривает, чтоб дети находились в писке решений, ошибались и путем логического мышления и умозаключений находили решение.
Правда папа меня тут убил, сказал, ну хоть считать-то их должны научить
Считать-то ее в школе для дошколят научили, а вот чему теперь научат – вопрос.
А может это поколение Next, и их так и надо учить, а мы уже ничего не понимаем

ЛИСЯ Пн Дек 06, 2010 10:25 am
Ага, поколение NEXT, как же, когда была обычная система обучения из школы выпускались грамотные дети, умеющие читать, писать, минимум английского, химия, физика на хорошем уровне, девочки умели готовить, шить и вязать, а мальчики работать на станках и хотя бы стул сами могли починить и розетку поставить. А сейчас что? Они литературу изучают по книжонкам с кратким изложением произведений, а какие стихи учать-жесть, помню что-то про утопленницу в 5 классе или в 6-ом, но помню я совсем в шоке была. А новая сисема, вот мне кажется, мило так подводит к тому, что знания в школе смогут получать лишь вундеркинды и дети преподавателей (в смысле, что сами научим), а остальные или плати репетиторам и нехилые деньги или в неучи-рабы, через пару десятков лет как в средневековье будет, читать-писать и знания о мире будут иметь лишь богатая знать, а все остальные вместо росписи крестик ставить. Жуть какая, но к этому все идет, тупым, необразованным народом легко управлять, где каждый дождь можно выдавать за деяние Бога-президента. В нашей стране вообще уже жить страшно, содержим чинуш, а зачем не понятно, они с себя вообще заботу о народе сняли-все платно, а на фиг они???

jenni Пн Дек 06, 2010 11:18 am
О, в точку. На работе недавно общались на эту тему. Сейчас в школе дают основы, а остальное сам как хочешь. Тяму не хватает (не все же вундеркинды), ищи репетитора или сам додумывай. Следующая тема построена на предыдущей с соответствующими знаниями. Кто не успел-тот опоздал

leksa Пн Дек 06, 2010 11:53 am
Параллельный первый класс обучается по Вальдорфской педагогике и еще сборный разновозрастный класс Монтессори. Так, что выбор у нас был невелик.
Я все же верю в альтернативную педагогику, и вообще в науку, и в наше светлое будущее

ЛИСЯ Пн Дек 06, 2010 1:28 pm
Ну в Бога тоже многие верят, только его так никто из живых и не увидел (это не в грубость конечно), просто на этой слепой вере нас и ловят и загоняют в пещерный век. У нас была лучшая в МИРЕ образовательная система, почти все ведущие ученые, академики и т.д. родом из России (ну 80 % точно), а сейчас мы что имеем? Задачи, которые взрослый человек с достаточным жизненным опытом и образованием за плечами не может решить... Это нормально?! Ни фига! Вот как специально, чтоб человек с нормальным мышлением НЕ МОГ помочь своему ребенку с усвоением знаний! И все учебники сейчас так построены, без правил, типа дети сами должны его сформулировать! Вот на кой? Никакой информационной поддержки, не понял и все, фиг, а ведь в математике постоянно прошлые темы используются, не понял один раз в первом классе и егэ не сдашь уже, потому что нигде правила нет и объяснить никто не сможет. Ипражнений на закрепление нет, вывели правило-молодцы идем дальше, а то что дети должны закрепить до автоматизма, а зачем? Я про ангийский например, так я этим долбаным Кузовлевым, на уроках почти не пользовалась, так для отвода глаз, упражнения к каждому уроку писала, контрольные нормальные сама писала, тексты приемлимые сама, а вообще оно мне надо? Мне за это не платят... но тогда у меня не было семьи и было на это время, а вот выйду с декрета и так уже не прокатит, мне семья дороже и свободное время я дочкам уделять буду, а не в образование чужих детей вкладывать и у всех такая ситуация. Жесть просто!

leksa Пн Дек 06, 2010 1:47 pm
Не довелось мне в свое время столкнуться с этим самым лучшим в мире образованием, о котором так много и настойчиво говорят. А было у меня, примерно, как у Tate в последнем ее сообщении, только еще хуже. Училка наша классная в старших классах преподавала химию, сначала выпустила класс моего старшего брата, а потом нас подхватила, была она уже пенсионерка и хроническая алкоголичка. По утрам она выла на уроках и вытирала слезы шторами. А к полудню становилась вполне добрая и расположенная к разговорам, поэтому ежедневно после 6-го урока у нас был классный час часа по три(не вру), где мы изнемогали и слушали всякий ее бред, а не прийти было нельзя, дисциплина была превыше образовательной программы. О других учителях тоже можно много интересного поведать, но не буду отнимать ваше драгоценное внимание.
А как мы стали самой мощной свердержавой и от сохи до атомной бомбы доросли и все такое, и как и почему светлые умы генерировали идеи и открытия уже нам рассказали, какой это ценой достигнуто.
Так что может хоть дочери моей больше чем мне повезет, я в это верю, как и в Бога, впрочем.

nathkon Пн Дек 06, 2010 4:11 pm
Да, Елена, повезло вам с учителями. А у меня, наоборот, остались светлые воспоминания о школе и наших педагогах. Как и в любой профессии есть разные работники...

ЛИСЯ Пн Дек 06, 2010 4:17 pm
Я не про учителей, а про систему. Хотя вот интересно, почему вы всем классом не поставили в известность родителей о таком педагоге, а они в свою очередь не тряхнули директора. вообще-то раньше такой вопрос в два счета решался, да и сейчас тоже. Но даже с таким преподом были УЧЕБНИКИ из которых можно было при желании почерпнуть знания. Сейчас таких нет, ну в английском по-крайней мере, за остальные не берусь судить. Кузовлев вообще, откроешь и за голову взяться хочется, веселый английский получше, но тоже, ни правил, ни упражнений толковых и детям понятных, а то сначала сама думаешь чего там от детей хотят потом до них доводишь, сами могут и не додуматься, все на воображение и творчество, но прежде чем воображать и творить, надо хотя бы азы-то усвоить, чего там на креативить можно если словарный запас в 3 слова. Я в прошлом году помогала уроки сделать по математике мальчику в 4 классе, что-то там про луч было, так я перерыла и рабочую тетрадь и учебник, ну нигде не было определения что такое луч. Вот как так? Если б не помнила что это ничего бы мы с ним не постоили. Ну вывели они на уроке чего-то и что? Уже на следующий день ребенок может это забыть. Не говорю что он вундеркинд, там много проблем с вниманием, но ведь таких-то как раз большинство. Опора все равно должна быть, самим выводить никто не запрещает, но правила в учебниках должны быть. И задачи должны соответствовать уровню и возрасту ребенка, ну никак не про Медвепутов и иже с ними. А то раз ребенок не поймет, два и все и самооценка занижена и невроз на почве, глупый, не понимаю. А развиваются-то все по-разному и не у всех одинаковые способности и возможности, а в новых веяниях все ориентировано на суперодаренных и гиперразвитых детей. Вот в чем беда.

nathkon Пн Дек 06, 2010 5:21 pm
Лися, полностью согласна! А если еще принять во внимание новую оплату труда со стимулирующим фондом, деньги которого распределяются зачастую за продвижение одаренных детей, то что можно ожидать от большинства детей не так ярко отмеченных богом или просто с пробелами в развитии из за родителей алкоголиков...

leksa Пн Дек 06, 2010 7:22 pm
Все всё знали, ничего тайного тут не было. Не принято было заступаться за детей, наоборот, какие мы уже дети, самим же и попадало от родителей, если на собраниях им жаловались на плохого ученика. Родителям работать надо было, никто особо в школьные дела не лез.
Девиз всех учителей: самый плохой учитель – лучше самого хорошего ученика и оскорбления, постоянные оскорбления – вот, где комплексы неполноценности. Непроходимый совок.
Самые сообразительные уходили после 8 кл в техникумы, там получали уже знания и поступление в вуз было гарантировано. Но многие не понимали, как так можно, не получить среднее образование, оно же всеобщее и обязательное.
Никто не читал эти чудесные учебники, если была уверенность, что не спросят и вообще опроса не будет.
А на уроках алгебры и геометрии наше мужичье пило самогон, математичка была малюсенькая килограмм 40 и никто ее не слышал, о чем она рассказывает, такой в классе стоял шум.
Мне это не помешало иметь нормальную четверку по высшей математике в вузе.
Время покажет, все новое приживается с трудом, но такой учебы, как была у меня, я ни для кого не хочу.

ЛИСЯ Вт Дек 07, 2010 11:10 am
Ну если пили-курили читать не хотели-это дело лично каждого ребенка, а вот если хочешь почитать учебник и из него почерпнуть знания, а их там нет вот это полный звездопад. Вот проболел ребенок неделю, за эту неделю кучу новых правил вывели и типа запомнили. в учебниках их нет и как ребенку догнать класс? Учитель понятное дело индивидуально не будет объяснять все проболевшему чаду, родитель не каждый может, как тут на задачках видим-я вот не смогу их решить, у меня мозги гуманитария, мне алгебра в ночных кошмарах снится, я могу научить от и до английскому, немецкому похуже, но могу помочь, истории, биологии, литературу, химию даже под дулом пистолета не вспомню(да и не знала никогда), в физике разберусь с УЧЕБНИКАМИ нормальными, а вот без них только в лит-ре и языках. Вот как тут быть? Я не учителей оправдываю, как и все люди мы разные и злобных идиотов среди нас много и хороших специалистов, но то что нам навязывают эти новые замечательные программы ни к чему хорошему не ведут и это уже видно тем кто в системе работает.

jenni Вт Дек 07, 2010 1:17 pm
Немного другая сторона: ребенок учился в школе по одной программе, по определенной системе, но, в силу сложившихся обстоятельств, его переводят в другую школу с другой программой и системой, и учебники другие. И что дальше? Это не из жизни пример, но вполне реально.

ЛИСЯ Вт Дек 07, 2010 3:08 pm
А как хотите дальше и примеров из жизни туча, особо весело, когда 5 лет английский учил и приходишь в школу к немцам-во веселуха, со стороны учителя, я со всем классом допустим немецким занимаюсь, а с одним ангийским должна, ни времени, ни партнеров по диалогам, ни доплаты-весело, правда я так именно с немцами занималась в английских классах. Зато вот креатив в школьной реформе, кто-то кучу бабла за это отхватил, а мы теперь все расхлебывать будем.

Vesta Ср Дек 08, 2010 6:38 pm
А что, Leksa, вы думаете, с новыми учебниками без правил, в Вашей бывшей школе лучше начнут учиться? если 20 лет назад туда набирали детей из неблагополучной соц среды (тех самых, которые самогон глушили), то дети Ваших бывших одноклассников там тоже скоро будут ханку жрать.
Я бы поняла Ваше заступничество за новые методы, если б Вы отдали ребёнка в свою бывшую школу и сказали, что новые учебники сделали с академическим процессом чудо.
а делать загоны для "элиты" - это не метод вывода страны из глубокой задницы, где она находится. Да, многие считают, что в СССР было не очень. Однако, то, что мы видим сейчас - не идёт ни в какое сравнение. Коррупция в верхах не поддаётся воображению ( это тебе не санатории и Барвиха, это яхты и банковские счета на миллиарды наших денег), низы не могут и не хотят уже ничего, зомбированные телевизором и подавленные безнадёгой.
Да, есть небольшой класс середнячков, которые ещё на плаву, но масса рабочих людей, на которых, собственно, и должна держаться страна - в полной ж*пе, без надежды на возрождение. Посмотрите вакансии в газетах - где вакансии рабочих? слесарей, технологов, наладчиков, мастеров цеха, агрономов, ветеринаров, доярок? Их нет. нет промышленности, нет агрокомплекса, страна на коленях. если честно, я надеюсь, что мои дети будут жить в другой стране.

У второклассников в учебнике написано "слово - название предмета" вместо "существительное". Знаете зачем это? Нет, не чтоб легче было понять. Чтоб, не дай бог, не могли дети прочитать с родителями старые учебники со знаниями внутри, и понять не смогли в них ни слова, если откроют - там же академический язык, несовместимый с Домом-2 и прочим разложением мозга. Очень страшно, если честно.

ЛИСЯ Чт Дек 09, 2010 2:43 pm
+1 Только почему-то этот ужас пока в основном нам педагогам понятен, остальные то ли не видят, то ли не хотят видеть и все надеятся на что-то. Страшно.

танюхА Пт Дек 10, 2010 9:40 pm
У меня ребенок сейчас в 8 классе.Проблемы с учебой были всегда.Где то я помогала,где то сноха.Нынче совсем стало тяжко-наняли репетиторов(математика,русский)Математику мы уже третий год учим с репетитором.Даже не учим-даем пинка.Три,четыре занятия и ребенок начинает решать все сам.А вот с русским....Сын попросил сам репетитора найти.Оказывается когда не поняв тему он спрашивает у преподователя-та начинает кричать.Объясняет только после контрольных на уроке когда делают работу над ошибками.Так же тоже нельзя За то когда приходит репетитор ребенок дышать перестает. На столько интересно она дает русский.Я не единожды присутствовала на занятиях. Это действительно очень интересно.Час проходит не заметно.
При условии что я плачу ежемесячно за спецкурс по часу в неделю(русский,математика)В школе. Это обязательно. Я плачу 4000 в месяц за репетиторов.Вот она реформа образования.В начальной школе мы учились по 2100 - на фига она нужна. Была в свое время одна програма.Где все было нормально дано - зачем ставить на уши. Издеваться над ребятишками. За 8 лет школы сына я поняла одно - до переходного возраста еще можно учится. А после.... Вы думаете им так легко.Мало того что он в школе не до понял,так еще и гормоны шкалят. Мы допрыгались... Зачем грузить ни кому не нужными предметами. Лучше бы стандартный советский минимум довели до совершенства.

ЛИСЯ Сб Дек 11, 2010 12:43 pm
Так он и был доведен до совершенства, не понял-можно почитать и все понять, ну при желании конечно,но без оного и гений ничего объяснить не сможет и толку не будет. Я вот как-то уже озабочена, попытаюсь старые учебники найти...

leksa Пт Дек 24, 2010 11:39 pm
Вы меня растревожили, на самом деле. Вчера было собрание в связи с окончанием 2-й четверти. Я сначала, хотела такой вопрос задать о членах предложения, пока сама не увидела плакаты или как еще могут называться эти учебные пособия. Там слово – название предмета, ниже имя существительное, ниже отвечает на вопросы кто, что. Так же все как полагается о глаголе и прилагательном.
В понедельник елка, я сфотографирую, покажу. А вообще в школе жутко холодно, к елке обещали нагреть актовый зал, а то у нас платье-декольте, костюм Кармэн. Бедные малыши, как бы не перепростыли

Vesta Сб Дек 25, 2010 1:37 am
Мало того, я тут взялась от корки до корки учебники штудировать. Нет ни одного чёткого, краткого и лаконичного определения, выделенного в рамочку и данного для зазубривания намертво. Вроде тех, которые "Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы" или "периметр - сумма длин всех сторон", нет определений прямой, луча, треугольника, угла и вообще - ничего.
Ребёнок это с моих слов (про периметр) усвоил с трёх повторений. И стал радостно оперировать понятным и кратким определением.
Я пожаловалась подруге, она по математике репетирует. Та ответила буквально следующее: ааа, так вот ПОЧЕМУ они в 9 классе площадь от периметра отличить не могут!
НЕ задают учить определения вообще. А ведь это необходимо. Нужен автоматизм. Хорошо, что хоть таблицу умножения устаревшей не признали.

ЛИСЯ Сб Дек 25, 2010 12:41 pm
Лена, так вот именно, что ПЛАКАТЫ, не в учебнике, где это должно быть, а на плакате, то есть это чисто инициатива учителя, она еще из того поколения когда эти правила были в учебниках и их нужно было учить и в универе ее учили делать тоже самое, а вот уйдут они все, ну в декрет и т.д и придут молодые девочки, которые и в школе-то это не учили и плакаты они точно делать не будут, потому что в принципе не знают, что правила существуют и их надо учить и это существенно облегчает процесс обучения. И все капут. В голове у детишек будут обрывки знаний плавать которые в единую цепочку сцепиться не смогут из-за жутких пробелов. К тому же дети не сознательные существа, если им не ткнуть в это правило, не заставить его переписать и выучить, так оно и будет на стене висеть, а в голове так и не обоснуется. Это все не хорошо и бесперспективно.

Tate Сб Дек 25, 2010 4:48 pm
Как мне это знакомо... В голову даже не могло прийти на кого-то пожаловаться. Настолько считали себя ничтожными, бездарными существами. Знаете... Мне довелось учиться фактически с двумя поколениями. И сравнить... В первый раз я поступила в 96 году. Когда не было повальной компьютеризации и интернета. Мы уйму времени убивали в огромных библиотеках, и часто зря, потому что основная часть книг там ещё была идейно-коммунистического содержания. Редкая книга оказывалась полезной, но от этого и рос спрос на неё, отнимал ещё больше времени. Мы рисовали от руки и так же писали рефераты и курсовые (Тогда мне не удалось закончить вуз по причинам от меня не зависящим.) И вот спустя столько лет я снова в Университете. Это небо и земля. Я смогла подготовиться к ЕГЭ на очень высоком уровне, не отрываясь от работы, имея под рукой ноутбук. Я под таким впечатлением от этой огромной разницы! Имея семью и работу я учусь на ДНЕВНОМ отделении. Поверьте, мне кажется, что им ПРОЩЕ! Другое дело - мотивация. Дорогие родители, они же слышат Ваши возмущения по поводу школьной программы! Это же своеобразное программирование своих детей! Ну не изменим мы ничего! Может продуктивней будет попытаться изменить отношение свое к ней? Человеческий мозг - субстанция необъяснимая и гораздо более способная, чем мы думаем

Vesta Вс Дек 26, 2010 4:23 pm
Tate, дело в том, что Вы пошли учиться в нынешний универ, со всеми его современными возможностями, имея в голове базу советского образца. С суммой квадратов катетов и жи-ши в комплекте. А теперь, представьте, как тяжело было бы ориентироваться во всём этом море информации, если бы не было основ. Не было умения учиться. В наших советских школах учили этому. Хорошо учили. Потому что это тупое, вроде бы, прочтения и заучивания лекций/параграфов учебников, выполнения нудных упражнений, итп, - и есть основа знания, основа умения получать его.
Я вот со школы привыкла работать с иностранным языком. - чтобы лексика усвоилась, нужно взять пару текстов, напичканных оной.
Прочитать, обсудить, пересказать (можно ещё и перевести письменно), затем,
написать предложения-примеры с использованием КАЖДОГО из слов. Написать диктант.
Затем - сочинение с этой лексикой, затем получить проверенным это сочинение
и в финале, смочь близко к тексту пересказать своё же собственное сочинение, желательно, близкое по объёму к тексту, с которого всё начиналось. А без этих последовательных ступеней лексика, в лучшем случае, останется в пассивном вокабуляре (при прочтении текста, вы просто не полезете в словарь, но в речи используете навряд ли), даже если диктант напишут дети.
В университете мы работали КРАЙНЕ поверхностно, получали списки слов к заучиванию на 500-600 единиц, и неделю срока на сдачу. Забывала я их прежде, чем закрывала дверь аудитории.

Разумеется, работа подправила ситуацию, теперь нужная лексика в голове всегда, она активна. тем не менее, уже в студенческие годы я видела пробелы в методике преподавания своих учителей. Школу я закончила в 98-м. И наша параллель в школе, как и наша группа в универе, никогда не стеснялась выдвигать адекватные претензии к учителю/преподавателю, и идти с ними к директору или декану. Предпочитаю думать, что чувство собственного достоинства, всё же, воспитывается именно в семье, в первую очередь. Учителя всегда стараются давить авторитетом, унижая учеников - это простейший способ управлять коллэктивом.
Но ведь дети уже классу к 7-8 должны уметь анализировать поведение старших, и уметь вычленять такие простейшие способы манипуляции. Если не научить их - это может привести к опасным ситуациям, где детьми будет манипулировать не учитель, а кто похуже.

если дети достаточно читают, они смогут поймать некомпетентного учителя на фактической ошибке, если они имеют нормальную самооценку, привитую родителями - они сумеют осадить хама с указкой и классным журналом. Я помню, мне один раз учитель (не вполне адекватный, да, бывший военный) приказным тоном велел показать что у меня в сумке. Класс загудел так, что он сам, по-моему, пожалел что брякнул. Я не была фавориткой, скорее аутсайдером класса, но даже мальчишки, всю жизнь поддразнивавшие меня, заорали - тащите его к директору. Я же попросила обращаться ко мне на "Вы", как и я к нему, и напомнила, что мои вещи, как и тело, являются неприкосновенными, и досматривать их можно только при наличии ордера и только сотрудникам правоохранительных органов. В 10-м классе я это твёрдо знала. И плевать, что на уроке том я, на самом деле, занималась левыми вещами, а в сумке у меня было всё - от учебников для факультатива до презервативов и тампонов.

Детей нужно готовить не к сахарной жизни. Моя восьмилетка твёрдо знает уже несколько железных правил (опыт показывает - соблюдает). Никаких прикосновений и медицинских манипуляций со стороны НЕ родителей и без нашего письменного разрешения, нельзя садиться в чью-либо машину без специального разрешения мамы или папы, даже если это соседи или друзья семьи. нельзя брать деньги и вещи у посторонних, нельзя идти куда-то, нельзя есть пищу и пить напитки, предлагаемые незнакомыми людьми. Это основы безопасности. Нельзя давать свои вещи и разрешать их трогать кому-либо.
Я, например, чтобы показать важность её личных границ, никогда без спроса в руки не возьму её сумку, не стану рыться в её шкафу, - она сама там убирает, за это гоняю, да. И думаю, что попытка лезть в её вещи уже сегодня возмутит её, она не станет как овца, терпеть унижение.
Школа - не только школа знаний, но и школа жизни, тут ребёнок впервые сталкивается с жестокостью, хамством и несправедливостью. Задача родителей помочь это преодолеть, а не сетовать на существование этих социальных проблем, и учить детей подставлять вторую щёку.

Tate Вс Дек 26, 2010 6:34 pm
К сожалению (или к счастью) я вышла из школы с пустой головой. Непонятное, непослушное существо с пытающейся пробиться наружу в виде уродливых выходок индивидуальностью, я каким- то чудом оказалась на факультете Психологии, где для меня распахнулся мир. (Для сомневающихся объясняю, каким образом: у нас перед экзаменами проходил отбор на профпригодность, где с каждым отдельно беседовали. Особо понравившихся брали на заметку. Эта заметка практически означала поступление.) У меня были очень мудрые преподаватели-психологи, которые уже тогда хаили совковую программу и говорили о необходимости перемен в образовании в сторону инициативности и поиска. Я прекрасно понимаю многих родителей, их недоверчивость и даже опаску. Но вы поймите одно - вы программируете своих детей, внушая им неуверенность в себе, в завтрашнем дне, страх и беспомощность. Я просто в ужас прихожу, читая некоторые строки! Я согласна, есть слабые стороны: в частности далеко не все учителя могут быть в достаточной мере гибкими и способными к импровизации, что является едва ли не главными необходимыми качествами. Часто некоторые моменты в учебниках вызывают вопросы. Так же не все дети способны жить одной логикой - многие тянутся к творчеству, многим просто тяжело (хотя в большинстве случаев - это уже результат паники родителей) и т.д. Ну так давайте будем подходить к этим проблемам в ИХ РАМКАХ, НЕ ГЛОБАЛИЗИРУЯ. Никто ваших детей в рабство не ведет! По-моему так шаблонное обучение быстрее ставит в стойло! Давайте лучше добиваться уменьшения количества учеников в классах, чем пытаться вернуть совковое образование. Наши прапрадеды тоже ничего кроме Закона Божьего не признавали.

ЛИСЯ Вс Дек 26, 2010 9:44 pm
Vesta+100
Tate, вы меня простите, но то что вы написали удалено Тогда вы вообще как и где читать научились? Писать? Не зная никаких основ английскиго в интернете вы бы вообще не освоились, на высшее не поступили бы букв даже не зная. В стойло ставит не глобализация или рамки дисциплины, форма и жесткий контроль, а отсутствие любви и нужности и понимания самых главных людей в жизни-родителей. Прадеды только закон божий знали, так к этому и ведут, а вообще у кого какой прадед, в дворянских семьях не редкостью было знание 7-8 языков и т.д и большинство достигало этих знаний в лицеях, где даже телесные наказания были не редкостью и что, хотите сказать, что Пушкин. получивший такое образование в "стаде" быдло? И замечу, почти все его однокашники не последние и не "стадние" люди были.Интересный взгляд... И вообще тогда вряд ли можно было сказать о повальном однообразии среди людей, знания, вложенные в головы заставляют развиваться личность, тогда как отсутствие оных порождает лень и отсутствие стремлений в 90% из 100%. А вот крестьянам реально кроме закона божьего и не надо было ничего, как вести крепкое хозяйство они и так знали и детей своих с пеленок этому учили, сейчас к тому и ведут. Есть высший свет, способный оплатить детям образование и есть "холопы" которые должны жизнь богатеям обеспечивать. Вот я только не пойму, вы не имея даже квартиры в Томске-отнюдь не Майорка, себя "верхами" считаете? Вашего сына-то это все тоже коснется, вот и будет он только закон божий знать. Очень не приятно было последнее сообщение ваше читать, как из другой реальности, вроде, "а фиг со всеми вами у моего-то сына все будет хорошо", а с чего бы? Или все реформы мимо вас пройдут? И вашего сына будут учить супер педпгоги, готовые за 3 копейки днями и ночами ради вашего чада учебники и задания сочинять?

Tate Вс Дек 26, 2010 10:50 pm
Хорошо. Давайте ныть вместе... Такой взгляд вам будет по душе? Вы совершенно далеки в своих рассуждениях от моей позиции. Я всего лишь стараюсь смотреть на вещи с точки зрения КПД (коэффициента полезного действия). Если не изменить реальность, то можно изменить себя. И уж точно не вешать свою депрессию на окружающих. В каком месте я сказала, что меня и моего ребенка это не коснется? Ткните пальцем.
Читать и писать я научилась как раз не в школе. Меня научили родители задолго до этого. К 1 классу я читала 134 слова в минуту со всей выразительностью. Отсюда и зрительная орфографическая память. А вот почерк был плохой, за что мои тетради не раз были публично разорваны учителем. Больше, собственно, знаний не было никаких. В 10 класс брать не хотели. Учитель химии сказала:"Едь в деревню быкам хвосты крутить." По поводу жилья - у меня в наследстве коттедж, только родители живы. Я человек неприхотливый, особой нужды не испытываю, пусть сто лет живут. Пушкин это Пушкин. Он в свое время жил. Покупать книги я не боюсь, у меня уже достаточно приличная своя библиотека, так что учебники и пособия - это такая мелочь. А впрочем, зачем я вам рассказываю...

Elenum Вс Дек 26, 2010 11:47 pm
У вас здесь очень интересная дискуссия по интересующим меня вопросам. С большим удовольствием прочитала, жаль, осмыслить и ответить некогда, уже поздно. На днях - обязательно. Не ссорьтесь, у вас у каждого - своя правда, основанная на личном жизненном опыте. Я как учитель с 27 - летним стажем, прекрасно понимаю Лисю, но и здоровый конформизм Tate тоже имеет право на существование.

Tate Пн Дек 27, 2010 12:10 am
"Конформизм" означает скорее пассивное приспособленчество. Что мне в свой адрес слышать странно... Я вообще занималась с детьми из приюта бесплатно. Я счастлива от своих результатов, мне это нравилось.

ЛИСЯ Пн Дек 27, 2010 1:12 pm
Вот я и все знакомые мне учителя обращение к президенту написали, а ск-ко я тут не объясняю, никто из родителей того же хотя бы сделать не хочет, мы-то опять пролетим, но мы хоть пытаемся-вдруг нас поддержут и уже трудно будет эту реформу протолкнуть, но видно все все поймут только когда через 2-3 года будут за каждый предмет школьный кроме религии, 2 часов русского и математики платить по 800-1000 р, а предметов в среднем звене будет 4-5, а в старшем все 8-9 платных, чтоб полноценное обучение было, плюс 2-3 т.р на форму, которую обязательно введут, чтоб еще меньше людей образование получали и все...кто себе это сможет позволить? Тарифы на жку не замрут, а будут все больше и больше, цены так же, повышение зар.платы будет съедать инфляция, и наши внуки будут неучами....страшно, а вникнуть никто не хочет,конечно проще надеятся и искать позитив в сложившейся ситуации, но вот не мой метод. что могу я хотя бы делаю, пока не поздно. Вы вспомните 10-12 лет назад все тоже надеялись, что все к лучшему будет менятся и что тарифы в 100 раз почти выросли, а зарплата? Что трубы от этого меньше лопаться стали? город чистотой заблестел? снег убирают вовремя везде, крыши чистят до того как лед падать начинает?дороги идеальные? лишились единственного ожегового центра и кто-нибудь военных медиков на пикете поддержал? сами половина не вышли... теперь не дай бог ожег большой площади и все не довезут... наша милиция стала нас действительно защищать и оберегать? и многое другое...так и с образованием будет. И как раз со след года реформа и вступит в силу, если родители деток не поднимутся, пока праздники всем весело, о плохом думать не хочется, потом новый год выходные, а потом раз....и прилетело! на это все и расчитано.

Elenum Пн Дек 27, 2010 10:31 pm
Вот это я называю здоровым конформизмом.

Если бы я читала Лесины посты еще года три назад, я бы была ее совершенным единомышленником. Но на любую Сивку найдутся крутые горки. Я так же, как Лися, пыталась проломить головой стену, защищая общественное благо. Когда областной департамент образования (намеренно со строчной буквы) закрывал жизненно необходимую городу школу - поднялись всего несколько педагогов и родителей. Остальные плакались друр другу в манишки, стенали и проклинали власть, но у себя на кухне. Сейчас в другом образовательном учреждении на моих глазах разворачивается иного рода драма и картина с гражданским самосознанием еще позорнее. Звучит трафаретно, но наш народ будет тихонько сидеть по норам, даже если рядом будут убивать детей (Кущевская). Надеяться на чудесное превращение рабов в свободных граждан не приходится. Значит, остается

ЛИСЯ Вт Дек 28, 2010 12:51 pm
Так может все же менять себя не в стиле "будем находить хорошее в плохом",а все же "будем отрывать опу от дивана, чтобы предотвратить плохое". А то ведь реально детей бьют, сбивают,милиционеры могут забить на смерь, выходцы с Кавказа тоже и их не осудят и еще много чего, а все вокруг только и позитивят, ну и что?! у меня-то сегодня все здорово, я-то надеюсь на лучшее, я-то подстроюсь, моего-то ребенка на пешеходном переходе еще не сбили и т.д. Ну, значит все и заслужили, то что нам сейчас не просто гайки закручивают, а изживают попросту. Зато когда лет через несколько за воздух платить будем и старики, как в Древнем Китае должны будут уходить из города умирать, как только у них внуки рождаются, потому что не прокормить их, тогда можно будет с гордостью сказать "сами, все сами выбрали" молчали, позитивили, подстраивались.
На "городе" рассказик прочитала давненько, правда (не сочтите за рекламу сайта). Сюжет таков, мальчик приходит в школу, дорога описывается, развал кругом, проходят какой-то предмет, то ли религию, то ли подобное, а потом он собирается и со своим другом идут из школы, по пути их дразнят более состоятельные одноклассники, что они такие "лохи" и их родители не могу им оплатить доп.предметы...Вот идут эти мальчишки на окраину города, в небезопастый район, в какой-то подвал и там у них начинаются нормальные уроки, которые какой-то пожилой преподаватель, тайком от всех преподает...К тому все и идет, к сожалению.

Vesta Вт Дек 28, 2010 2:45 pm
Лися, такой грустный сюжет я, если честно, прочувствываю (пардон за словотворчество) ежедневно, занимаясь с ребёнком. Потому что даже незнакомые слова в учебнике никто не объясняет. Это, повторюсь, при том, что к учителю я претензий не имею. Она хороший профи, но часов не хватает, дети разболтаны (д/с у них не очень удачный был, к сожалению, их там не приучали сидеть и слушать, почему-то, свободные творческие личности развивали, видимо), информация в учебнике корявоватая, общий уровень детей - ниже среднего (дети телевизора и компьютера).

И вот я, по вечерам, объясняю элементарные вещи, м сама поражаюсь, как из глубин подсознания выплывают эти, казавшиеся глупыми, ненужными, и главное, невыученными, объяснения и определения. Я, постепенно, стала осознавать, какое количество полезных алгоритмов и знаний было впихнуто в наши бошки в школе, да даже в универе, при всей разболтанности занятий там. сейчас я осознаЮ, что я могу ещё много лет давать и давать собственному ребёнку многое, пусть даже противоречащее нормам и понятиям современной школы. И спасибо за это я могу сказать изданной при СССР учебной и метод литературе, которая поборола поголовную безграмотность и невежественность целого народа на громадной территории.

А власть временщиков убивает страну, чтоб пустить с молотка при молчаливом пособничестве отупевшей и трусливой общественности. наверное, утверждение о том, что самые страшные преступления всегда совершаются с молчаливого согласия трусов - это лозунг нашей эпохи, к сожалению. И я, вероятно, один из этих трусов, хотя, локально, стараюсь хотя бы, очистить сознание детей от зомбирования псевдопатриотическими и псевдопозитивными идеями, не хочу, чтоб они были из тех, кто живёт с широко закрытыми глазами. а вообще, очень хочется жить в другой стране, честно. Не потому что Родину не люблю, а потому что не хочу больше выживать, хочу жить.

ЛИСЯ Вт Дек 28, 2010 4:03 pm
Блин! Ну что ж вам мешает взять и письмо написать с подписями против реформы образования! Ну что? Взяли хотя бы классом родителей текстик набросали, подписи поставили-отправили. И все. Это ж не на баррикады лезть, хотя если так дальше пойдет не нам так нашим детям придется! Ну поздно ж будет, год заканчивается, там пару месяцев и эту дурь одобрят с молчаливого вашего согласия и все капут вообще, ну сможете вы дома детям все объяснять, но в аттестате-то это не отразится, след-но в универ дорога заказана, и да, пту на базе школы будут и бесплатные, чтоб сразу так сказать без иллюзий...Что могли учителя сделали, ну раз всем остальным не надо, смысл потом жаловаться.

Docha Вт Дек 28, 2010 4:13 pm
В 1863г началось строительство метрополитена в Лондоне
В 1861г в России отменили крепостное право (и далее по волнам истории...)
"Википедия" Абзац!

Vesta Ср Дек 29, 2010 2:31 pm
Лися, я верю, что даже если я приду в минобр обвешанная гранатами, меня, обдав черёмухой и дав пулю в лоб, отвезут в морг, а общественность об этом никогда не узнает. Письма на начальство только в американском фильме "Побег из Шоушенка" действуют. В нашей реальности, их бы спокойно выкидывали урну, не распечатывая, хоть 50 лет. Да, попытаться, возможно, стОит. К сожалению, ощущать себя рыбой, колотящейся об лёд так же глупо и обидно, как робким пингвином, робко прячущимся в утёсах.

ok Чт Янв 13, 2011 10:35 pm
Во время эпидемии гриппа томские школьники будут учиться по интернету
До 23 января (на период продленных каникул) томские школы работают в режиме дистанционного обучения, сообщает пресс-служба городской администрации.
Большинство муниципальных общеобразовательных учреждений уже разместили на сайтах задания для школьников. Это решение городского департамента образования поддержали около 80% школ Томска, остальные должны завершить выкладку домашних заданий для начального, среднего и старшего звена в ближайшее время.
Помимо размещения заданий на сайтах, некоторые школы организовали рассылку заданий родителям учащихся через интернет-дневники. Кроме того, на сайтах нескольких учебных заведений работают форумы, где организована обратная связь между учителями и учениками.
Список сайтов школ Томска размещен на сайте городской администрации.

ЛИСЯ Пт Янв 14, 2011 5:49 pm
Да вообще по умному на такой случай можно и уроки по скайпу проводить, и план выполняется и дети дома без угрозы заражения, и объяснить тему можно и вопросы дети могут задать, правда не знаю конференц связь сколько участников выдержит...

leksa Сб Янв 15, 2011 10:28 am
Как здорово! Для нас есть задание, и интересно подсмотреть, чем другие классы дышат

ok Сб Янв 15, 2011 12:59 pm
Лена, вам это задание на 2 недели дали?
Или на прошедшей неделе другое задание было?

leksa Сб Янв 15, 2011 1:01 pm
Я другое не видела.
Я только сегодня разглядела.

ok Сб Янв 15, 2011 1:04 pm
а Бетта класса там нет что ли? сразу за Альфой идёт Гамма?
и ещё обратил внимание что у другого первого класса задание совершенно другое, в корне другое.

leksa Сб Янв 15, 2011 1:05 pm
Бетта нет. А Гамма – это Вальдорф, поэтому у них все другое и поэтому я и сказала, что интересно посмотреть, чему параллельный поток обучается

Elenum Сб Янв 15, 2011 6:31 pm
то из задания Вальдорфовскому классу
Вообще забавно. Непривычно...

leksa Вс Авг 28, 2011 8:44 am
В школу неохота категорически. Осталось три дня.

ok Вс Авг 28, 2011 1:51 pm
Холодным осенним утром выходить на продрогшую от сквозняков улицу, под мелкий моросящий дождь, и идти "через нехочу" в школу за знаниями... а потом с мечтой и надеждой ождать приближающиеся каникулы.

слада Вс Авг 28, 2011 10:22 pm
Ну не все так плохо. Моих мальчишек, например, из школы домой не дождешься. Там и весело, и друзья. Сто раз звонить приходиться, или за ручку домой вести. Хотя они уже не ходят за ручку.

Аватара пользователя
El'f
Доктор цветов
Сообщений: 4300
Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 8:51 pm
Имя: Елена
Откуда: Томск

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение El'f » Сб ноя 10, 2012 5:24 pm

Теперь надо радоваться, что знают хотя-бы Пушкина ;)

С декабристами как-то попроще, а вот кто такой Чаадаев, не каждый взрослый, закончивший Советскую школу, знает. :yes:
Мы в ответе за тех, кого приручили...

Аватара пользователя
мартина сестра
Обожатель цветов
Сообщений: 239
Зарегистрирован: Вт дек 20, 2011 11:38 am
Телефон: 89627764994
Имя: Анюта
Откуда: Северск

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение мартина сестра » Сб ноя 17, 2012 12:17 pm

Соц опрос среди НЕГЛУПЫХ семиклассников:
1. Как пишется ка(о)щей?
2. Как пишется Та(о)мара?
Результат кошмарный-на первый вопрос никто не ответил, на второй 50%, а вы ЧААДАЕВ!

Аватара пользователя
Ariel
Обожатель цветов
Сообщений: 186
Зарегистрирован: Чт мар 22, 2012 12:52 am

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Ariel » Сб ноя 17, 2012 11:18 pm

Может быть, уже и не надо Пушкина учить - не актуально... Ну так и не задавали бы!
Но ведь нельзя просто вызубрить 20 строк, не понимая, о чем они - это как на иностранном языке. Если задают учить наизусть, нужно ведь объяснить хоть как-то %-)

Аватара пользователя
Ljuda
Бакалавр цветов
Сообщений: 2322
Зарегистрирован: Вс дек 12, 2010 11:13 pm
Откуда: ул.Мокрушина

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Ljuda » Вс ноя 18, 2012 11:09 am

Интересно знать, кого вы поставили бы вместо Пушкина?

Аватара пользователя
Ariel
Обожатель цветов
Сообщений: 186
Зарегистрирован: Чт мар 22, 2012 12:52 am

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Ariel » Вс ноя 18, 2012 12:17 pm

Ljuda, кого НАМ поставили вместо Пушкина... Я-то как раз Пушкина люблю. Может быть, потому, что нам в школе его очень хорошо давали.
В учебнике по чтению за 4 класс учат Бальмонта, Шевчука и Башлачева. Это классика?

Аватара пользователя
El'f
Доктор цветов
Сообщений: 4300
Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 8:51 pm
Имя: Елена
Откуда: Томск

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение El'f » Пн ноя 19, 2012 12:52 pm

Старший учился по программе 2100 ( %-) ). Так они проходили Вини-пуха, Карлсона :crazu: На мой взгляд, лучше бы больше читали Бианки, Пришвина или Зощенко.
Может быть сейчас какие-то изменения произошли (надеюсь).
Мы в ответе за тех, кого приручили...

Аватара пользователя
yourman
Почитатель цветов
Сообщений: 348
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2012 9:00 pm

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение yourman » Ср янв 30, 2013 8:05 pm

Какой язык самый сложный?
1. Самый сложный язык для изучения – баскский, он настолько сложный, что во время Второй мировой войны этот язык применяли как шифр.

2. Досчитать до трех на нивхском языке (распространен в северной части о. Сахалин) — непростая задача. Нивхские числительные звучат по-разному в зависимости от того, что считают: лыжи, лодки или связки вяленой рыбы. Всего в языке 26 способов счета.

3. В табасаранском языке (один из официальных языков Дагестана) существует 48 падежей существительных.

4. В эскимосском языке насчитывается 63 формы настоящего времени и 252 окончания простых существительных.

5. Чтобы научиться квалифицированно переводить тексты на санскрите или писать на нем, человеку потребуется изучать его не менее 12 лет.

6. В языке североамериканского индейского племени чиппева 6 000 глагольных форм – больше, чем в любом другом языке.

7. Про абазинский язык, распространённый в Карачаево-Черкесии, говорят: не зная его с детства, овладеть им в зрелом возрасте почти невозможно. А всё из-за чрезвычайно сложной фонетики.

8. Наиболее полный словарь китайского языка содержит более 87 000 иероглифов, каждый из которых обозначает свой слог. Самым сложным является архаичный иероглиф се – «болтливый», состоящий из 64 черт, а из использующихся в настоящее время — иероглиф нан, который содержит 36 черт и означает «заложенный нос».

Аватара пользователя
mar_ya
Хранитель цветов
Сообщений: 630
Зарегистрирован: Чт янв 24, 2013 6:59 pm
Имя: Марина
Откуда: "Октябрь" - Головино

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение mar_ya » Чт янв 31, 2013 1:32 am

мартина сестра писал(а): 1. Как пишется ка(о)щей?
...
на первый вопрос никто не ответил
может потому, что и так, и так пишется
только с заглавной буквы - имя, как-никак.

Аватара пользователя
valda
Победитель конкурса
Сообщений: 1675
Зарегистрирован: Вс янв 10, 2010 3:32 am
Откуда: Томск, летом - деревня

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение valda » Сб фев 02, 2013 3:48 am

Забыла в каком языке :smileskr: (где-то в Африке) некоторые буквы и слова (причем многие) произносятся на вдохе. Я кроме "Ой" и "Ах" ничего не смогла произнести. А они так разговаривают :crazu:
Все будет хорошо! Я это знаю!

irusik
Обожатель цветов
Сообщений: 137
Зарегистрирован: Ср янв 11, 2012 1:48 am

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение irusik » Пн фев 04, 2013 4:40 pm

15 слов, которых ты не знаешь:
1. Глабель. Это пространство между бровями.
2. Вагитус. Крик новорожденного ребенка.
3. Чанкинг. Сознательный или бессознательный плевок едой
4. Колумелла. Пространство между ноздрями.
5. Ринорея. Затяжной насморк
6. Пунт. Нижняя часть бутылки вина.
7. Джамайс вю. Что происходит, когда вы говорите одно слово так долго, что оно теряет смысл. Пример. «Это было поза поза поза…. позавчера»
8. Мисофония. Неконтролируемая ярость в отношении человека, который громко ест или даже дышит во время трапезы с вами.
9. Ривер. Пробелы, которые случайно образуют вертикальную пустую колонку в тексте.
10. Нёрдл. Очень маленький кусочек зубной пасты, который не хочет отделиться от тюбика.
11. Феномен Баадер-Майнхофа. Когда вы видите что-то в первый раз, а затем начинают замечать это повсюду. Например, новую модель автомобиля.
12. Колливубл. Урчание в животе от голода
13. Фриссон. Озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
14. Раскета. Полоса (складка) на внутренней стороне запястья.
15. L’Esprit d’Escalier. Тот момент, когда после ссоры, вы осознаете что неправы, но это слишком поздно.
:smileskr:

Аватара пользователя
Uliya
Укротитель цветов
Сообщений: 897
Зарегистрирован: Ср фев 29, 2012 6:44 pm

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Uliya » Сб апр 27, 2013 2:29 pm

Откуда взялись выражения
В повседневной жизни, мы частенько используем разного рода выражений, высказываний, эпитетов и т.д. А все ли из нас знают, историю этих выражений. Из многочисленного большинства выражений, предлагаю узнать о некоторых из них.

"Водить за нос"
Раньше цыгане развлекали народ на ярмарках, выступая вместе с медведями. Они заставляли животных проделывать разные фокусы, при этом обманывая обещанием подачки. Цыгане водили медведя за кольцо, продетое в нос. Именно с тех времён « не води меня за нос» означает «не обманывай». А выражение «знать всю подноготную» связано… со старинной пыткой, когда обвиняемым загоняли под ногти гвозди или иглы. Целью этого довольно неприятного действия было добывание признания.

"Мастер кислых щей"
О том, кто мало, что умеет, мы говорим «мастер кислых щей». Происхождение у поговорки довольно простое. Кислые щи (видимо, в самой простой вариации) были немудрёной едой: вода да квашеная капуста. Приготовить щи было нетрудно. И если кого-нибудь называли «мастером кислых щей», это означало, что ни на что путное он не годен. Выражение «подложить свинью», то есть сделать кому-то что-то плохое, по всей видимости, связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если человеку в пищу незаметно подкладывали свинину, то тем самым делали очень серьёзную пакость.

"Бить баклуши"
Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым… Посуду в далёкие уже времена в основном делали из дерева: чашки и ложки, «братины» и тарелки – всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку – баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.

"Не ко двору пришелся"
Когда занимаешься изучением пословиц и поговорок, удивляешься, из какой старины они иногда происходят.«Не ко двору пришёлся»– У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

"Козел отпущения"
«Нашли козла отпущения», «кого на этот раз козлом отпущения сделают?» – такие фразы можно нередко услышать на работе. Под «козлом отпущения» понимается человек, на которого повесили все огрехи, при этом он сам может иметь к случившимся бедам весьма опосредованное отношение или даже вообще быть к ним непричастным. У этого выражения есть своя история… Был у древних евреев обряд отпущения грехов, в котором участвовал козёл. Священник возлагал руки на голову козла, при этом как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого несчастного, который к грехам целого народа имел довольно слабое отношение, изгоняли в пустыню. Такие дела. Неизвестно, сколько козлов отправились в суровые странствия за чужие грехи, но, к счастью, обряда больше не существует. А выражение до сих пор живёт.

"Казанская сирота"
Как известно, выражение «сирота казанская» относится к человеку, который прикидывается обиженным или беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Сейчас эта фраза употребляется, скорее, как беззлобная шутка. Но почему именно «казанская»? Этот фразеологизм возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Татарские князья (мирзы) стали подданными русского царя. При этом они старались выпросить у Ивана Грозного всевозможные поблажки и льготы, жалуясь на горькую участь. Они-то и стали благодаря острому народному языку первыми «сиротами казанскими».

"Не выноси сор из избы"
Древняя и повсеместно распространённая пословица. Конечно же, она не учит нас нечистоплотности. Она советует не выносить семейные дрязги и ссоры в люди. У Даля вообще написано красиво про эту пословицу: «семейные дрязги разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей». Но у этой пословицы есть и прямой смысл: у крестьян сор никогда не выметался и не выносился на улицу. Это было довольно затруднительно делать: выметать сор на улицу через высокие пороги. Однако основная причина – существование довольно серьёзного поверья: по сору недобрые люди могут наслать порчу. Сор обычно заметали в печной или стряпной угол. Когда затапливали печь, сор сжигали. Существовал и ещё один интересный обычай: свадебные гости, испытывая терпение невесты , заставляли мести избу, при этом вновь и вновь сорили и приговаривали: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

"Ни кола ни двора"
Говорим мы о состоянии крайней бедности. Если разобрать содержание этой пословицы, то получится, что нет «ни кола» то есть короткой заострённой палки, «ни двора» – то есть дома. Насчёт «двора» всё понятно, и споров на этот счёт нет. Но вот насчёт «кола» есть довольно убедительная версия конца девятнадцатого века. Дело в том, что, по крайней мере, в некоторых местах «колом» называли полосу пахотной земли шириною в две сажени. Следовательно, не иметь кола – значит, не иметь пашни; не иметь двора – значит, жить у других. Что ж… логично. Трудно переоценить, особенно в старину, значение пахотной земли для крестьянина. По сути, наряду с домом, она была главным его богатством.

"Очуметь"
Слово «очуметь» довольно часто применяется в повседневной жизни. Как известно, оно означает ситуацию, когда человек потерял способность ясно воспринимать окружающую действительность, адекватно мыслить. Интересно, что происхождение слова связывают с масштабными событиями 1771 года, именно тогда в Москве свирепствовала опустошительная чума. Очевидцы описывали у людей следующие симптомы: «Выговор больных невразумителен и замешателен, язык точно приморожен, или прикушен, или как у пьяного». Чума проявлялась в ознобе, жаре, головной боли и помрачении сознания. Память о вышеназванных событиях отразилась в слове «очуметь», которое мы теперь применяем к гораздо менее серьёзным ситуациям.

Выражение «всыпать по первое число» пришло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, было за что или нет. И если наставник переусердствует, то порки хватало надолго, до первого числа следующего месяца.

Оттуда же и выражение «прописать ижицу». Следы порки на известных местах нерадивых учеников были уж очень похожи на эту букву.

Выражение «шиворот-навыворот» связано с когда-то очень позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки толпы.

«Путём» на Руси называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Заполучить себе «путь», то есть должность, старались всеми правдами и неправдами. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением говорили: непутёвый человек.

В выражении «зарубить себе на носу» нет ничего кровожадного. «Носом» называлась носимая с собой дощечка или палочка, на которой неграмотные люди делали себе заметки или зарубки на память.

«Гол как сокол» обычно говорят про кого-то очень бедного. Однако, птица сокол вовсе не голая! «Соколом» называлось старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.

Выражение «сирота казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него разные поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Лясы (балясы) — это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Так что, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше.

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это был, действительно, козы барабанщик. Иногда случалось, что за никчемность его отстраняли от дела, и он становился отставным козы барабанщиком.

Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Подложить свинью - по всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ - сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное.

Реветь белугой
Нем, как рыба - это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.

Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится - заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!

Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Переть на рожон
Рожон - это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!

Вверх тормашками
Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало ходить . Значит, вверх тормашками - это всего-навсего вверх ходилками , вверх ногами .

Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - тёртый калач . Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли , отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица - не тёрт, не мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.

Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду . А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? , он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Шаромыжники
...1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра ми , типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть.(одна из гипотез)

Сволочь
Это слово диоматического оборота.Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли.Есть еще несколько томологических смыслов этого слова.Сволакивать- собирать, волочь. От них и произошло это слово. Но ругательным оно стало совсем не давно. Это заслуга 70 лет в КПСС.

Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

Аватара пользователя
Ornella
Магистр цветов
Сообщений: 3606
Зарегистрирован: Чт авг 25, 2011 9:26 pm
Телефон: 8906 948 5307
Откуда: Войкова

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение Ornella » Вт апр 30, 2013 11:39 pm

Вовочка написал в сочинении "Как я провел лето"
- "Спасибо, хорошо!"

Аватара пользователя
El'f
Доктор цветов
Сообщений: 4300
Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 8:51 pm
Имя: Елена
Откуда: Томск

Re: Учат в школе, учат в школе...

Сообщение El'f » Сб май 25, 2013 10:16 am

Сегодня Последний звонок. :cry:
Старший ребеночек хочет остаться на второй год в 11м классе. Лишь бы не расставаться со школьной жизнью. Для него это шок, стресс. Детство заканчивается окончательно и бесповоротно. Дальше страшно идти.
Мы в ответе за тех, кого приручили...

Вернуться в «Детский мир»

...